Карта острова Крит в греческой рукописи Paris. gr. 2737 каллиграфа XVI в. Ангелоса Вергикиоса

Marina Aleksandrovna Kurysheva

Аннотация


В статье вводится в научный оборот и впервые в историографии анализируется уникальная миниатюра — карта острова Крит из рукописи Paris. gr. 2737, написанной знаменитым греческим писцом-каллиграфом XVI в. Ангелосом Вергикиосом. Эта карта иллюстрирует начало 3-й книги поэмы Псевдо-Оппиана о псовой охоте. Создатель рукописи был критским греком, эмигрировавшим сначала в Италию, а потом во Францию. Естественно, что для него Крит был важной локацией личной памяти, поэтому именно эта миниатюра была особо тщательно проработана и отмечена специальными маргиналиями писца. Анализ особенностей карты Крита позволяет предполагать, что и ее автор-миниатюрист тоже был выходцем с Крита, что дает дополнительные аргументы в пользу гипотезы о том, что этим миниатюристом была неизвестная по имени дочь Вергикиоса. Эта миниатюра была для создателей рукописи прежде всего отражением их ностальгии по утраченной родине. На этой карте органично сочетаются древний античный сюжет о рождении Зевса на Крите и современная для XVI в. система четырех опорных центров власти Венецианской талассократической империи на этом острове. Таким образом, византийское в своей основе изображение значимого локуса фантастического мира Античности совмещено с отображением геополитической реальности Средиземноморья Нового времени. Тем самым данная миниатюра-карта хорошо показывает парадоксальный механизм возрождения античной традиции в период Ренессанса XVI в. путем ее «изобретения заново», т. е. посредством копирования, переработки и модернизации византийских образцов.


Ключевые слова


Ренессанс; XVI век; греческие рукописи; карта; картография Нового времени; греческие писцы эпохи Возрождения; BnF Paris. gr. 2737; Ангелос Вергикиос; Франция; остров Крит

Полный текст:

PDF

Литература


Arbel, B. (2013). Venice’s Maritime Empire in the Early Modern Period. In A. R. Dursteler (Ed.), A Companion to Venetian History: 1400–1797 (pp. 125–253). Leiden: Brill.

Carlton, G. (2015). Worldly Consumers: The Demand for Maps in Renaissance Italy. Chicago; London: The University of Chicago Press.

Dain, A. (1934). La Fille d’Ange Vergиce. Humanisme et Renaissance, 1(1/4), 133–144.

Gamillscheg, E., & Harlfinger, D. (1981). Repertorium der griechischen Kopisten 800–1600. 1. Teil. Handschriften aus Bibliotheken Grossbritanniens. Wien: Цsterreichische Akademie der Wissenschaften.

Gamillscheg, E., & Harlfinger, D. (1989). Repertorium der griechischen Kopisten 800–1600. 2. Teil. Handschriften aus Bibliotheken Frankreichs und Nachträge zu den Bibliotheken Grossbritanniens. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften.

Gamillscheg, Ε., Harlfinger, D., & Eleuteri, P. (1997). Repertorium der griechischen Kopisten 800–1600. 3. Teil. Handschriften aus Bibliotheken Roms mit dem Vatikan. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften.

Georgopoulou, M. (2011). Venice’s Mediterranean Colonies: Architecture and Urbanism. Cambridge: Cambridge University Press.

Jackson, D.-F. (2009). Greek Manuscripts of the de Mesmes Family. Scriptorium, 63(1), 89–121.

Kurysheva, M. A. (2022). Karta mira v grecheskoi rukopisi XVI v. [World Map in a 16th-Century Greek Manuscript]. In I. G. Konovalova (Ed.), Istoricheskaia geografiia [Historical Geography] (Vol. 6, pp. 181–191). Moscow: Akvilon. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2022.21.38.001

Laffitte, M., & Le Bars, F. (1999). Reliures royales de la Renaissance: la Librairie de Fontainebleau, 1544–1570. Catalogue de l’exposition. Paris: Bibliothèque nationale de France.

Peers, G. (2006). Thinking with Animals: Byzantine Natural History in Sixteenth-Century France. Bibliothиque d’Humanisme et Renaissance, 68(3), 457–482.

Peers, G. (2012). Forging Byzantine Animals: Manuel Philes in Renaissance France. Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici, 49, 79–103.

Rutkowski, B., & Nowicki, К. (1996). The Psychro Cave and other Sacred Grottoes in Crete. Warsaw: Polish Academy of Science.

Treadgold, W. (1984). The Macedonian Renaissance, Renaissances before the Renaissance. In W. Treadgold (Ed.), Cultural Revivals of the Late Antiquity and the Middle Ages (pp. 75–98). Stanford: Stanford University Press.

Weitzmann, K. (1984). Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton: Princeton University Press.

Zerner, H. (2003). Renaissance Art in France. The Invention of Classicism. Paris: Flammarion.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.2.022

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru