Краски старообрядческих резных икон Нижней Печоры: технико-технологические и историко-архивные аспекты изучения

Irina Sergeevna Astakhova, Natalia Evgenyevna Plaksina

Аннотация


Статья посвящена технико-технологическим и архивным аспектам исследования старообрядческой резной пластики (икон и крестов) Нижней Печоры, происхождение которой связывается с Великопоженским скитом на р. Пижма (современный Усть-Цилемский район Республики Коми). Поводом к исследованию послужила первоначальная гипотеза о местном происхождении использованных в окраске икон охр, богатые месторождения которых в окрестностях деревни Скитской (на месте бывшего Великопоженского скита), по данным письменных источников, разрабатывались до первой четверти XX столетия. Описываются методы проведенного исследования состава образцов охры из месторождений в окрестностях д. Скитская, красок великопоженской резной иконы «Крест Голгофский» из собрания Национальной галереи Республики Коми (Сыктывкар), а также с палитры потомственного старообрядческого мастера-ложечника Ф. О. Аншукова из д. Скитская, результаты исследований и их корреляция с данными письменных источников. Установлено, что в составе белого и других пигментов с иконы «Крест Голгофский» присутствуют свинцовые белила. В качестве красного пигмента использован сурик. Синий пигмент отвечает составу берлинской лазури. Природные пигменты (мумия, охры) не использованы. В палитре ложечника краски красного, коричневого и синего цветов замешивались на свинцовых белилах с примесями кварца, барита и гипса. В качестве красного пигмента использован сурик. Состав синего пигмента соответствует берлинской лазури. Белая краска в палитре представлена цинковыми белилами. Зеленая краска замещена на цинковых белилах с мышьяксодержащим пигментом (шееловая зелень?). Краска коричневого цвета содержит окислы железа, что позволяет говорить о природном происхождении пигмента (мумии). Результаты исследований в совокупности с данными письменных источников свидетельствуют о том, что в XVIII–XIX вв. насельники Великопоженского скита и их потомки, мастера «пижемской росписи» по дереву, использовали преимущественно привозные красочные пигменты искусственного происхождения.


Ключевые слова


старообрядчество; Великопоженский скит; охры; минеральные пигменты; белила; сурик; берлинская лазурь

Полный текст:

PDF

Литература


Afanas’ev, Yu., & Afanas’ev, A. (2012). Kraski velikopozhenskikh ikon [Paints of Velykopozhensky Icons]. Antikvariat: predmety iskusstva i kollektsionirovaniia, 5 (96), 4–10.

Astakhova, I. S., Plaksina, N. E., & Sokolov, S. V. (2018). Mineral’nye pigmenty reznoi ikony “Golgofskii krest s orudiiami strastei” iz sobraniia Natsional’noi galerei Respubliki Komi [Mineral Pigments of the Carved Icon Golgotha Cross with the Instruments of Passion from the Collection of the National Gallery of the Komi Republic]. Vestnik Instituta geologii Komi NC UrO RAN, 5 (281), 55–59.

Chagin, G. N. (2017). Kolva, Chusovskoe, Pechora: istoriia, kul’tura, byt ot drevnosti do 1917 goda [Kolva, Chusovskoye, Pechora: History, Culture, Life from Antiquity to 1917]. Perm: Pushka.

Gorohova, E. V. (1936). Gliny severnogo kraia [Clays of the Northern Region]. Arkhangelsk: Sevkrajgiz.

Malyshev, V. I. (1968). Perepiska i delovye bumagi ust’-tsilemskikh krest’ian XVII–XX vv. [Correspondence and Business Papers of the Ust-Tsilma Peasants of the 17th–20th Centuries]. Trudy Otdela drevnerusskoj literatury (Vol. XVIII, pp. 442–457) Moscow; Leningrad.

Plaksina, N. E. (2020). Krest Golgofskii v iskusstve staroobriadtsev nizhnei Pechory [The Golgotha Cross in the Art of the Old Believers of the Lower Pechora]. Kirov: Kirovskaia oblastnaia tipografiia.

Taranovskaya, N. V. (1968). Rospisi na Mezeni i Pechore (o formirovanii mestnykh khudozhestvennykh stilei) [Murals on the Mezen and Pechora (on the Formation of Local Artistic Styles)]. In I. Yа. Boguslavskaya, & V. A. Suslova (Eds.), Russkoe narodnoe iskusstvo Severa: sbornik statei [Russian Folk Art of the North: A Collection of Articles] (pp. 47–59). Leningrad: Sovetskii khudozhnik.

Taranovskaya, N. V. (1976). Mastera narodnykh rospisei po derevu na Pechore [Masters of Folk Painting on Wood on the Pechora]. Pamiatniki kul’tury. Novye otkrytiia. Pis’mennost’. Iskusstvo. Arkheologiia: ezhegodnik, 1975 (pp. 346–355). Moscow.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.2.034

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru