ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Созданные в стилистике поздней эклектики произведения Екатеринбургской гранильной фабрики не часто можно встретить в собраниях отечественных музеев: небольшие размеры и сложные формы не соответствовали представлению о достойных сохранения предметах. В связи с этим большая часть образцов, созданных уральскими мастерами в 1870–1900-х гг., не была музеефицирована на раннем этапе формирования советских музеев. Незначительное присутствие этих работ в доступных коллекциях, возможность познакомиться со многими из них лишь по графическим материалам, вкупе с общим негативным настроем по отношению к декоративному искусству поздних эклектики и историзма привели к отсутствию систематического анализа, часто замененного общими фразами об упадке и недостаточном художественном уровне.
Между тем, все в большем количестве появляющиеся на антикварном рынке произведения императорской Екатеринбургской гранильной фабрики указанного периода свидетельствуют о напряженном поиске новых форм. Отсутствие узнаваемого подхода к форме делает чрезвычайно сложной атрибуцию таких предметов, часто невозможную без обращения к графическому наследию фабрики. Разрозненное и еще ждущее своей систематизации, оно свидетельствует о привлечении художников самых разных направлений к поиску новых форм и принципов декора камнерезных произведений.
В статье рассмотрены существующие комплексы графических памятников, связанных с деятельностью Екатеринбургской гранильной фабрики, восстановлена судьба ранее не описанных предметов и дополнены сведения об известных материалах, проанализирована стилистика предложенных и исполненных проектов, представлены примеры выполненных на основе рисунков атрибуций. Ряд графических листов впервые вводятся в научный оборот.
Budrina, L. A. (2014). Zabytye imena ural’skogo kamnia: Ivan Sergeevich Stebakov [Ivan Sergeevich Stebakov: The Life and Creative Work of a Ural Stonecutter]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 16(2), 172–187.
Budrina, L. A. (2016). “Po rasporiazheniiu g-na Upravliaiushchego…”. Predmety Ekaterinburgskoi granil’noi fabriki po nekabinetskim risunkam (1880–1890-e) [“By the Order of the Administrator… Items from the Ekaterinburg Lapidary Factory not Ordered through the Office (1880s–1890s)]. In G. N. Korneva, & T. N. Cheboksarova (Eds.), Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii “Kamnereznoe iskusstvo” 8–10 oktiabria 2015 goda [Materials from the International Academic Conference at the Fabergé Museum in St Petersburg, 8–10 October 2015] (pp. 46–53). St Petersburg: Kul’turno-prosvetitel’skii fond “Sviaz’ vremen”.
Budrina, L. A. (2017). Atributsiia proizvedenii russkikh kamnereznykh fabrik: predmet, eskiz i problema avtorstva v kontekste kross-kul’turnogo obmena [The Attribution of Works of Russian Stonecutting Factories: Object, Design, and Issues of Authorship in the Context of Cross-Cultural Exchange]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 19(4), 231–240. https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.4.076
Budrina, L. A. (2019). Aleksandr Ivanovich Liutin i razvitie rel’efnogo natiurmorta v kamnereznom iskusstve Urala [Alexandr Ivanovitch Lutin and the Development of the Relief Still-Life in Ural Stonecutting Art]. In K. A. Gileva (Ed.), Khudozhestvennaia kul’tura ural’skikh zavodov kontsa XVIII — pervoi poloviny XIX veka [Artistic Culture of the Ural Factories of the Late18th — First Half of the 19th Centuries] (pp. 30–37). Ekaterinburg.
Budrina, L. A. (2020a). Kvadratnaia chasha iz kollektsii gessenskogo doma. K istorii rannego russkogo malakhita [Squared Tazza from the Collection of Hessen House. To the History of Early Russian Malachite]. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 37, 175–183. https://doi.org/10.17223/22220836/37/18
Budrina, L. A. (2020b). Malakhitovaia diplomatiia [Malachite Diplomacy]. Moscow; Ekaterinburg: Kabinetnyi uchenyi.
Mavrodina, N. M. (2007). Gosudarstvennyi Ermitazh. Iskusstvo russkikh kamnerezov XVIII–XIX vekov [State Hermitage. The Art of the Russian Stonecutters of the 18th–19th Centuries]. St Petersburg: Gosudarstvennyi Ermitazh.
Muntyan, T. N. (2019). Proizvedeniia vedushchikh iuvelirnykh firm XIX — nachala XX veka. Firma K. Faberzhe [Pieces of the Main Jewelry Firms of the 19th — Early 20th Centuries. The House of Fabergй]. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’”.
Semenov, V. B. (1987). Malakhit [Malachite]. Sverdlovsk: Sredne-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo.
Semenov, V. B., & Timofeev, N. I. (2003). Ekaterinburgskaia granil’naia fabrika 1861–1917 [Ekaterinburg Lapidary Factory: 1861–1917]. Ekaterinburg: IGEMMO “Lithica”.
Shakinko, I. M., & Semenov, V. B. (1976). Zavod “Russkie samotsvety” [Factory “Russian Gems”]. Sverdlovsk: Sredne-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo.
Vinokurov, S. Y., & Budrina, L. A. (2021a). Dal’nevostochnaia mechta evropeiskikh masterov [The Far Eastern Dream of European Craftsmen]. St Petersburg: Nestor-Istoriia.
Vinokurov, S. Y., & Budrina, L. A. (2021b). Evropeiskie publikatsii XIX veka kak istochnik vostochnykh motivov v dekorativno-prikladnom iskusstve i instrument atributsii [European Publications of the 19th Century as a Source of Oriental Motifs in Decorative Arts and an Attribution Tool]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 23(4), 32–45. https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.065
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru