Западноевропейский фарфор в российских региональных коллекциях: проблемы атрибуции

Anna Nikolaevna Afanasieva, Sergey Yevgenyevich Vinokurov

Аннотация


Музейная сеть современной России во многом сложилась в первые десятилетия советской власти. В это время произведения из крупных национализированных коллекций масштабно и несколько хаотично распределялись между уже существовавшими преимущественно столичными музеями и вновь созданными региональными. Этот фактор оказал существенное влияние на формирование состава большинства региональных собраний, а также серьезно сказался на специфике фиксации предметов декоративно-прикладного искусства, в частности фарфора, и особенностях обращения к этому материалу специалистов. Так, коллекция фарфора западноевропейских производств ЕМИИ насчитывает немногим меньше двухсот предметов. Несмотря на относительно скромный количественный состав, она, тем не менее, позволяет достаточно подробно познакомиться с основными тенденциями развития фарфора в странах Европы XVIII — первой половины XX в., а история ее формирования демонстрирует основные тенденции пополнения коллекций в советские годы. На протяжении многих десятилетий, а именно с момента создания музея в 1936 г. и до начала 2010-х гг., рассматриваемая коллекция практически не изучалась, что во многом было обусловлено объединяющим многие региональные музеи этого времени отсутствием профильных специалистов, а также малой доступностью источников для сравнения и типологизации хранящихся в собраниях произведений.

На примере Екатеринбургского музея изобразительных искусств рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением региональных коллекций западноевропейского фарфора: оборванный провенанс произведений, передаваемых из национализированных коллекций в первые десятилетия развития музея; сложный формат работы с частными коллекциями, обусловленный спецификой социально-политического строя советского государства, не приветствовавшего частное коллекционирование; недостаточное внимание к нанесенным на произведения маркам, способным запутать неопытного исследователя, и, как следствие, назревшая необходимость существенной актуализации и дополнения существующих на сегодняшний день марочников-определителей.


Ключевые слова


фарфор; европейский фарфор; атрибуция; провенанс; музеи России; Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Полный текст:

PDF

Литература


Afanasieva, A. N., & Budrina, L. A. (2020). Kollektsiia farfora i stekla arkhitektora K. T. Babykina i ee mesto v sobranii Ekaterinburgskogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv [Architect K. T. Babykin’s Collection of Porcelain and Glass and its Place in the Collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts]. In N. V. Klementieva (Ed.), Muzei na karte regiona: issledovanie, sokhranenie, perspektivy razvitiia: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Museum on the Map of the Region: Research, Preservation, Development Prospects. Collection of Materials of the All-Russian Scholarly and Practical Conference] (pp. 107–117). Kirov: Loban.

Afanasieva, A. N., Budrina, L. A., & Vinokurov, S. Ye. (2022). Rannii Iusupovskii farfor: k atributsii proizvedenii iz kollektsii Ekaterinburgskogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv [Early Yusupov Porcelain: Attribution of Works from the Collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 22(4), 69–76. https://doi.org/10.14529/ssh220408

Afanasieva, A. N., & Vinokurov, S. E. (2023). Zhivopisnaia masterskaia Heleny Vol’fson: osobennosti stanovleniia brenda v epokhu istorizma [Helena Wolfsohn Painting Workshop: Specificity of Brand Formation in the Age of Historicism]. Akademicheskii vestnik UralNIIproekt RAASN, 1 (56), 88–93. https://doi.org/10.25628/UNIIP.2023.56.1.015

Borok, V., & Dul’kina, T. (1999). Marki nemetskogo farfora [Marks of German Porcelain]. Moscow: Aksamit Inform.

Budrina, L. A. (2017a). Istochniki postuplenii v fondy Ural’skogo oblastnogo gosudarstvennogo muzeia. K voprosu o provenanse farfora iz kollektsii EMII [Provenance of the Funds of the Ural Regional State Museum. On the Provenance of Porcelain in the Collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts]. In Z. Yu. Tayurova (Ed.), Muzei i revoliutsiia 1917 goda v Rossii: sud’by liudei, kollektsii, zdanii: sbornik dokladov vserossiiskoi konferentsii [Museum and the Revolution of 1917 in Russia: The Fate of People, Collections, Buildings: Collection of Reports of the All-Russian Conference] (pp. 31–32). Ekaterinburg: EMII.

Budrina, L. A. (2017b). Nimfenburgskie vazy iz kollektsii Leikhtenbergskikh [Nymphenburg Vases from the Leuchtenberg Collection]. In R. R. Gafifullin (Ed.), Atributsiia, istoriia i sud’ba predmetov iz imperatorskikh kollektsii: sbornik dokladov nauchnoi konferentsii Kuchumovskie chteniia [Attribution, History, and Fate of Artwork from the Imperial Collections: Collection of Reports of the Kuchum Readings Scholarly Conference] (pp. 49–54). St Petersburg: GMZ Pavlovsk.

Konivets, A. V. (2018). Muzei Revoliutsii vo “dvortse tiranov i despotov” [Museum of the Revolution in the “Palace of Tyrants and Despots”]. In Yu. Z. Kantor, & S. A. Shevyrin (Eds.), Ot “Avrory” do “filosofskikh parokhodov”. Bor’ba s inakomysliem v pervye gody sovetskoi vlasti (1917–1920-e gg.). Regional’nyi aspekt [From the Aurora to the “Philosophical Steamboats”. The Fight Against Dissent in the First Years of Soviet Power (1917–1920s). Regional Aspect] (pp. 101–111). Perm: Perm National Research Polytechnic University.

Sonntag, H. (2016, January 13). Helene Wolfsohn. In Sдchsische Biografie. Retrieved from https://saebi.isgv.de/biografie/Helene_Wolfsohn_(1798-1869)

V pamiat’ o proshlom na budushchee. Poslevoennyi dar Ermitazha Ekaterinburgskomu muzeiu izobrazitel’nykh iskusstv: katalog vystavki [In Memory of the Past for the Future. Post-War Gift from the Hermitage to the Ekaterinburg Museum of Fine Arts: Exhibition Catalogue]. (2016). Ekaterinburg: EMII.

Vyskochkov, L. V. (2012). Budni i prazdniki imperatorskogo dvora [Weekdays and Holidays of the Imperial Court]. St Petersburg: Piter.

Zapretnyi plod. Skul’ptor Kris Antemann v Meisene [Forbidden Fruit. Sculptor Chris Antemann in Meissen]. (2019). St Petersburg: State Hermitage Press.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.2.037

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru