Портрет с любимцем и портрет любимца в русской живописи XVIII — начала XX в.

Ekaterina Vyacheslavovna Gordeeva

Аннотация


В данной статье выделяются и рассматриваются два типа портретного жанра: портрет с любимцем и портрет любимца на примере русской живописи XVIII — начала XX в. Произведения такого рода не рассматривались в качестве самостоятельных иконографических групп, не прослеживались пути их развития, а также не отмечалась их несомненная связь и взаимовлияние. Между тем, это представляется важным с точки зрения исследования непосредственно анималистического жанра. В статье проводится анализ образа питомца-любимца, его интерпретаций и характеристик в портретной и анималистической живописи. Цель статьи — проследить эволюцию художественного воплощения домашних животных. Данная статья отражает начальный этап исследования темы и в большей мере только обозначает проблемы для дальнейшего изучения. В качестве основных автором статьи выбраны системный, иконографический, а также формально-­стилистический методы анализа произведений отечественной живописи из музейных собраний. В результате определяются основные характеристики портрета с любимцем и портрета любимца. Прослеживается, что образы животных от более статичных и условных «трогательных» элементов в портрете с моделями в XIX — начале XX в. становятся персонажами, наделяются определенными характеристиками и вступают в эмоциональное взаимодействие со своим хозяином. Параллельно то же наблюдается и в анималистическом портрете питомца: от парадно-торжественной картины, иконографически следующей парадным светским портретам, где главная цель — запечатлеть внешний облик питомца, в конце XIX — начале XX в. в интерпретации образа питомца становится всё больше эмпатии, психологизма. Примечательно, что к началу XX в. портреты с питомцами появляются все чаще, а «дистанция» между человеком и животным значительно сокращается. При этом сам портрет питомца оказывается менее востребованным и трансформируется непосредственно в анималистический жанр.


Ключевые слова


портрет; анималистика; питомцы; образ животного; иконография; эволюция жанра

Полный текст:

PDF

Литература


Abdullina, D. A. (2020). “Allegoricheskoe vitiistvo” v detskom portrete XVIII veka [The “Allegorical Ornateness” in Children’s Portraits of the 18th Century]. Observatoriia kul’tury, 17(6), 616–625. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-6-616-625

Borovsky, A. (2004). Metamorfozy zhanrovoi ustanovki [Metamorphoses of the Genre Setting]. In Domashnie i dikie: Animalistika v russkom iskusstve XVIII–XX vekov iz sobraniia Gos. Russkogo muzeia [Pets and Wild Animals: Animalism in Russian Art from the Collection of the State Russian Museum] (pp. 15–25). St Petersburg: Palace Editions.

Bulgakova, T. F. (2003). Liubimtsy imperatorskoi sem’i [Favorite Pets of the Imperial Family]. Nashe nasledie, 67–68. Retrieved from http://nasledie-rus.ru/podshivka/6818.php

Bulgakova, T. F. (2018). “Osobaia primeta tsaria” [“A Special Sign of the Tsar”]. In Aleksandr II v Tsarskom sele. “Nakonets ia doma…”: katalog vystavki [Alexander II in Tsarskoye Selo. “I’m Finally Home...”: Exhibition Catalog] (pp. 30–33). St Petersburg: Studiia Aleksandra Zimina.

Chernyak, E. A. (2013). Detskii portret v evropeiskoi zhivopisi XV–XVI vekov [Children’s Portrait in European Painting of the 15th–16th Centuries] (doctoral dissertation abstract). Lomonosov Moscow State University, Moscow.

Kuleshova, I. N. (Comp.). (2021). Zhivopis’ XVII — nachala XX veka: katalog sobraniia [Paintings of the 17th — Early 20th Centuries: Catalog of the Collection]. Moscow: Golden-Bi.

Makarov, V. K. (1923). Portret sobaki raboty Groota-mladshego [Portrait of a Dog by Groot Jr.]. Staraia Gatchina, 7.

Moiseeva, S. V. (2014). “…K luchshim uspekham i slave Akademii”: zhivopisnye klassy Sankt-Peterburgskoi Akademii khudozhestv XVIII — pervoi poloviny XIX veka [“... To the Best Successes and Glory of the Academy”: Painting Classes of the St Petersburg Academy of Arts of the 18th — First Half of the 19th Centuries]. St Petersburg: Dmitry Bulanin.

Plaude, V. F. Angliiskie sobachki Ekateriny II [English Dogs of Catherine II]. Gosudarstvennyi muzei-zapovednik “Tsarskoe Selo”. Retrieved from https://tzar.ru/node/1480

Rakova, M. M., & Ryazantsev, I. V. (Eds.). (1979). Istoriia russkogo iskusstva [The History of Russian Art] (Vol. 1). Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo.

S. (1916, March). Sobachka tsaritsy [The Queen’s Dog]. Starye gody. Retrieved from https://imwerden.de/pdf/starye_gody_1916_03__ocr.pdf

Zimin, I. V. (2010). Povsednevnaia zhizn’ Rossiiskogo imperatorskogo dvora: detskii mir imperatorskikh rezidentsii, byt monarkhov i ikh okruzhenie [The Daily Life of the Russian Imperial Court: The Children’s World of Imperial Residences, the Life of Monarchs and Their Surroundings]. Moscow: Tsentrpoligraf; St Petersburg: MiM-Delta.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.2.038

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru