ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Море играло важную роль в жизни Конфедерации Пяти Портов — ассоциации портовых городов юго-восточной Англии. В статье рассматривается селедочный промысел и его значение в развитии Конфедерации и ее структуры. Одной из основных привилегий, пожалованных Пяти Портам и закрепленных в королевских постановлениях, было право «на берег и убежище в Ярмуте», позволявшее жителям городов-членов Конфедерации бесплатно сушить там свои сети и контролировать местную селедочную ярмарку, которая проходила с Михайлова дня до дня св. Мартина. Данная привилегия привела к продолжительной вражде между Ярмутом и Пятью Портами, которая ознаменовалась открытыми столкновениями между ними, грабежами кораблей и торговцев, уничтожением флота друг друга. Попытки короля замирить стороны оставались безуспешными длительное время, хотя в 1277 г. было издано постановление, определявшее порядок на ярмарке в Ярмуте. Значимость селедочной ярмарки в Ярмуте подтверждается появлением в середине XIV в. общегосударственных статутов, призванных решить проблему дороговизны селедки и защитить интересы данной ярмарки. Необходимость поддерживать порядок во время проведения ярмарки и выбирать должностных лиц (бейлифов) для этого привела к появлению регулярного собрания представителей головных портов Конфедерации в Бродхалле, которое собиралось по крайней мере дважды в год. В достаточно рыхлой структуре Конфедерации, чьи города-члены сохраняли значительную степень автономии, данное собрание стало важным фактором консолидации и инструментом координации их совместных действий по защите своих привилегий.
Anisimova, A. A. (2019). Kodifikatsiia obychaev Piati Portov: popytka unifikatsii? [The Codification of the Customs of the Cinque Ports: An Attempt at Unification?]. ISTORIYA, 10, 4 (78). http://doi.org/10.18254/S207987840004904-3
Brentnall, M. (1972). The Cinque Ports and Romney Marsh. London: Gifford.
Brookes, F. W. (1933). The Cinque Ports’ Feud with Yarmouth in the Thirteenth Century. Mariner’s Mirror, 19, 27–51.
Clarke, H., Pearson, S., Mate, M., & Parfitt, K. (2010). Sandwich. The “Completest Medieval Town in England”: A Study of the Town and Port from its Origins to 1600. Oxford; Oakville: Oxbow Books.
Dulley, A. J. F. (1966) Four Kent Towns at the End of the Middle Ages. Archaeologia Cantiana, 81, 94–108.
Giraud, F. F. (1895). The Service of Shipping of the Barons of Faversham. Archaeologia Cantiana, 21, 273–282.
Hu, J. (2020). The Cinque Ports and Great Yarmouth in Dispute in 1316: Maritime Violence, Royal Mediation and Political Language. International Journal of Maritime History, 32(3), 666–680.
Kowaleski, M. (2003). The Commercialization of the Sea Fisheries in Medieval England and Wales. International Journal of Maritime History, 15(2), 177–231.
Letters, S. (2006) Gazetteer of Markets and Fairs in England and Wales to 1516: Norfolk. London: Centre for Metropolitan History, Institute of Historical Research. Retrieved from https://archives.history.ac.uk/gazetteer/gazweb2.html
Murray, K. M. E. (1935). The Constitutional History of the Cinque Ports. Manchester: Manchester University Press.
Saul, M. A. (1981) The Herring Industry at Great Yarmouth, c. 1280 — c. 1400. Norfolk Archaeology, 38, 33–43.
Sweetinburgh, S. (2020). Fishermen and their Families in Late Medieval and Tudor Kent. In C. Jowitt, C. Lambert, & S. Mentz (Eds.), The Routledge Companion to Marine and Maritime Worlds, 1400–1800 (pp. 202–220). Abingdon: Routledge.
Tittler, R. (1977). The English Fishing Industry in the 16th Century: The Case of Great Yarmouth. Albion, 9(1), 40–60. https://doi.org/10.2307/4048218
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru