ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Целью статьи является рассмотрение проблемы закрытия устья Шельды — блокады судоходства по Нижней Шельде между Антверпеном и морем. Организованная в конце XVI в. Республикой Соединенных провинций в ходе войны Нидерландов с Испанией, она продолжалась в течение всего периода существования Республики. Блокада оказала значительное влияние на развитие экономики Соединенных провинций (больше всего провинции Зеландии) и негативно сказалась на хозяйстве Южных Нидерландов, главным образом Антверпена, став одной из причин упадка этого некогда мощного центра торговли. На рубеже XX–XXI вв. нидерландские и бельгийские исследователи, привлекая новые материалы, постепенно возвращаются к до сих пор недостаточно изученному вопросу блокады Шельды. Данная статья является первым опытом освещения этой темы в отечественной историографии. Автор рассматривает предысторию «закрытия» Шельды, прослеживает путь ее законодательного закрепления на основе договорных актов XVII–XVIII вв., показывает цель блокады устья реки и механизм регулирования судоходства в ее нижнем течении. Блокада устья Шельды не позволяла морским судам свободно проходить по Нижней Шельде в южные голландские порты и из них, но это не означало блокаду торговли. Речь шла об изменении ее правил: введении обязательной перевалки грузов в портах Зеландии с морских судов Южных Нидерландов на голландские лихтеры, доставлявшие товары по Шельде в Антверпен. Важную роль в пропуске судов к Антверпену и взимании налоговых сборов в республиканскую казну играли голландские форты Лилло и Лифкенсхук. Обращение к визуальному материалу — карте первой половины XVII в., выполненной Виллемом Блау, — дает представление об участке Шельды близ Антверпена и расположенных по берегам южнонидерландских и голландских фортификационных укреплениях.
Cools, H., & Meirvenne, R. van. (2005). Het Fort Liefkenshoek te Beveren. Gent: Provincie Oost-Vlaanderen.
Gosses. I. H., & Japikse N. (1947). Handboek tot de Staatkundige Geschiedenis van Nederland. ’s-Gravenhage: Nijhoff.
Leune, J. M. G. (2006). Lillo en Liefkenshoek. Deel 1; de geschiedenis van twee Scheldeforten 1585–1786. Brussel: Algemeen Rijksarchief.
Meirvenne, R. van (1990). Fort Liefkenshoek: Een klein fort met een groot verleden. Erpe: De Krjger.
Nieuw Nederlandsch Biografisch Woordenboek (1933). (Deel 9). Leiden: Sijthoff.
Schiller, F. (1956). Osada Antverpena printsem Parmskim v 1584–1585 godakh [The Siege of Antwerp by the Prince of Parma in 1584–1584]. In F. Schiller, Sobranie sochinenii v semi tomakh [Collected Works in Seven Volumes] (Vol. 4: Istoricheskie sochineniia. Stat’i [Historical Writings. Articles], pp. 335–376). Moscow: Khudozhestvennaia literatura.
Shatokhina-Mordvintseva, G. A. (2007). Istoriia Niderlandov [History of the Netherlands]. Moscow: Drofa.
Smit, C. (1950). Diplomatieke geschiedenis van Nederland, inzonderheid sedert de vestiging van het koninkrijk. ’s-Gravenhage: Nijhoff.
Zijlmans, R. (2017). Troebele betrekkingen. Grens-, scheepvaart- en waterstaatskwesties in de Nederlanden tot 1800. Hilversum: Verloren.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru