Черты антиутопии в графическом романе П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл»

Irina Gennadievna Prudius

Аннотация


Статья посвящена анализу графического романа «Оруэлл» (2019) французских авторов Пьера Кристена и Себастьяна Вердье с точки зрения его жанровой принадлежности — антиутопии. Целью исследования стало определение антиутопических черт произведений данного жанра в XX в. и их трансформации в художественных текстах начала XXI в. В анализируемом романе исследуется история, жизнь, обусловленность жизненной позиции писателя Джорджа Оруэлла в соотнесении с реальностью его самого знаменитого романа — «1984» (1948). В соответствии с заданной целью в качестве методов исследования были выбраны анализ и синтез теоретической информации относительно жанра антиутопии, а также структурно-типологический и сравнительно-сопоставительный методы. В результате анализа были выявлены следующие черты антиутопии в биографическом графическом романе о жизни английского писателя: изображение антигуманистического общества, одиночество и отстраненность Д. Оруэлла как противостояние неидеальному, на его взгляд, окружающему миру, наполненному страхом и отчаянием, борьба писателя с тоталитарным миропорядком, противопоставление насилия и любви. Отличительной особенностью графического романа стало соединение образа Д. Оруэлла с образами героев-бунтарей из его антиутопических произведений, что позволило авторам — П. Кристену и С. Вердье — представить английского писателя как человека, борющегося с неприемлемым для него мироустройством посредством своего творчества. Кроме того, авторы начала XXI в., выводя в центр пророческую, по их мнению, фигуру Д. Оруэлла, подчеркнули преемственность его взглядов в современной литературе, в которой также нередко проявляются антиутопические черты, характеризующие нестабильность настоящего, в котором мы существуем.


Ключевые слова


жанр; графический роман; Джордж Оруэлл; Пьер Кристен; Себастьян Вердье; антиутопия; современная французская литература

Полный текст:

PDF

Литература


Baron-Carvais, A. (1994). La bande dessinйe. Paris: Presses Universitaires de France.

Batalov, E. Ya. (1989). V mire utopii: Piat’ dialogov ob utopii, utopicheskom soznanii i utopicheskikh eksperimentakh [In the World of Utopia: Five Dialogues about Utopia, Utopian Consciousness and Utopian Experiments]. Moscow: Politizdat.

Begaliev, A. T. (1989). Sovremennaia sovetskaia literaturnaia utopia: geroi i zhanr [The Modern Soviet Literary Utopia: The Protagonist and the Genre] (doctoral dissertation abstract). Kazakh National University, Alma-Ata.

Bystrova, O. V. (1996). Russkaia literaturnaia antiutopiia 20-kh godov XX veka: problema zhanra [The Russian Literary Dystopia of the 1920s: The Problem of the Genre] (doctoral dissertation abstract). Moscow Pedagogical University, Moscow.

Chalikova, V. A. (1991). Predislovie [A Preface]. In V. A. Chalikova (Ed.), Utopiia i utopicheskoe myshlenie [The Utopia and Utopian Thinking] (pp. 3–20). Moscow: Progress.

Chernysheva, T. A. (1984). Priroda fantastiki [The Nature of Fantasy]. Irkutsk: Irkutsk University Press.

Davydova, T. T. (2016). Russkii neorealizm: ideologiia, poetika, tvorcheskaia evoliutsiia (E. Zamiatin, I. Shmelev, M. Prishvin, A. Platonov, M. Bulgakov i dr.) [The Russian Neorealism: Ideology, Poetics, Creative Evolution (E. Zamyatin, I. Shmelev, M. Prishvin, A. Platonov, M. Bulgakov and others)]. Moscow: Flinta.

Dolgina, E. S. (2019). Zhanrovye priznaki antiutopii v nauchno-fantasticheskikh proizvedeniiakh zarubezhnykh pisatelei 1950-kh — nachala 1970-kh gg. [The Characteristics of the Genre of Dystopia in Science Fiction Works of Foreign Writers of the 1950s — Early 1970s]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 11, 154–158. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.34/

Gal’tseva, R. A., & Rodnyanskaya, I. B. (1988). Pomekha — chelovek. Opyt veka v zerkale antiutopii [The Hindrance is the Person. The Experience of the Century in the Mirror of Dystopias]. Novyi mir, 12, 217–230.

Gьnter, H. (1991). Zhanrovye problemy utopii. “Chevengur” A. Platonova [Genre Problems of Utopia. Chevengur by A. Platonov]. In V. A. Chalikova (Ed.), Utopiia i utopicheskoe myshlenie [The Utopia and Utopian Thinking] (pp. 252–276). Moscow: Progress.

Kovtun, N. V. (2001). Stanovlenie russkoi utopicheskoi paradigmy (opyt zhanrovogo analiza) [The Formation of the Russian Utopian Paradigm (An Attempt at Genre Analysis)]. In T. V. Artem’eva, & M. I. Mikeshin (Eds.), Filosofskii vek. Al’manakh [The Philosophical Century. Almanac] (Iss. 14, pp. 204–223). St Petersburg: Sankt-Peterburgskii Tsentr istorii idei.

Lanin, B. A. (1993). Anatomiia literaturnoi antiutopii [The Anatomy of Literary Dystopia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 5, 154–163.

Lazarenko, O. V. (1997). Russkaia literaturnaia antiutopiia 1900-kh — pervoi poloviny 1930-kh godov [The Russian Literary Dystopia of the 1900s — First Half of the 1930s: The Problems of Genre] (doctoral dissertation abstract). Voronezh State University, Voronezh.

Literaturnaia entsiklopediia terminov i poniatij [The Encyclopedia of Literary Terms and Сoncepts] (2001). Moscow: NPK “Intelvak”.

Markova, T. N. (2010). Transformatsii antiutopii v proze rubezha XX–XXI vekov [The Transformations of Dystopia in Prose at the Turn of the 21st Century]. Gorizonty tsivilizatsii, 1, 109–119.

Mosina, V. G. (2000). Proza Dzhordzha Oruella. Tvorcheskaia evoliutsiia [George Orwell’s Prose. The Artistic Evolution] (doctoral dissertation abstract). Moscow Pedagogical State University, Moscow.

Poluektova, T. A. (2021). Fototekstual’nost’ kak kategoriia poetiki angliiskogo romana: zhanrovaia reprezentativnost’ [The Phototextuality as a Category of English Novel Poetics: The Representation of Genre]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia, 13(4), 100–110. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-100-110/

Puzanova, E. V. (2020). Osobennosti antiutopii kak zhanra literatury [The Specific Characteristics of Dystopia as a Genre of Literature]. Problemy i perspektivy sovremennoi gumanitaristiki: pedagogika, metodika prepodavaniia, filologiia, organizatsiia raboty s molodezh’iu, 1, 146–152.

Val’ianov, N. A. (2021). Idillicheskoe vs utopicheskoe v khudozhestvennoi proze M. Tarkovskogo [Idyllic vs Utopian in M. Tarkovsky’s Fictional Prose]. In N. V. Kovtun (Ed.), Utopicheskii diskurs v russkoi kul’ture kontsa XIX–XXI vekov [Utopian Discourse in Russian Culture of the Late 19th — 21st Centuries] (pp. 57–78). Moscow: Flinta.

Vorob’eva, A. N. (2006). Russkaia antiutopiia XX veka v blizhnikh i dal’nikh kontekstakh [The Russian Dystopia of the 20th Century in Close and Far Contexts]. Samara: Izdatel’stvo Samarskogo nauchnogo tsentra RAN.

Williams, R. (2010). Tenses of Imagination: Raymond Williams on Science Fiction, Utopia and Dystopia. Oxford; Bern; Berlin: P. Lang [Peter Lang].

Yur’eva, L. M. (2005). Russkaia antiutopiia v kontekste mirovoi literatury [The Russian Dystopia in the Context of World Literature]. Moscow: IMLI RAN.

Zverev, A. M. (1989a). “Kogda prob’et poslednii chas prirody…” (Antiutopiya. XX vek) [“When the Last Hour of Nature Comes ...” (Dystopia. 20th Century)]. Voprosy literatury, 1, 26–70.

Zverev, A. M. (1989b). O Starshem Brate i chreve kita. Nabrosok k portretu Oruella [About the Big Brother and the Belly of the Whale. A Sketch for a Portrait of Orwell]. In G. Orwell, “1984” i esse raznykh let [1984 and Essays from Different Years] (pp. 5–21). Moscow: Progress.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.4.065

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru