ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье рассматриваются основные группы номинаций, обозначающих ряженых в русских говорах Пермского края. Цель исследования — описать семантические группы таких терминов, связанных с различными идеями ряжения: обрядовым переодеванием, атрибутами и способами ряжения, мифологическими представлениями, календарным временем; продемонстрировать географическое распределение единиц этих групп по территории региона. Источниками исследования послужили полевые материалы, собранные под руководством А. В. Черных в различных районах Пермского края, данные пермских диалектных словарей, сборников и монографий, сведения из картотеки «Словаря русских говоров севера Пермского края» (ред. И. И. Русинова) Пермского государственного национального исследовательского университета.
Различные номинации ряженых отражают сложность и полифункциональность феномена ряженья, в совокупности они представляют определенный набор признаков, воспринимаемых как существенные. Названия этих признаков служат мотиваторами обозначений ряженых. Среди региональных номинаций ряженых можно выделить несколько наиболее частотных групп единиц, мотивационно связанных с названиями обрядового перевоплощения (наряжунчики, посряжунчики, ряженки, ряженчики, ряжунчики, снаряжёнцы, снаряженщики, срядчики, сряженцы, сряжунчики, сряжушки), признаков внешнего облика ряженого (замаскированные, маскарованные, маскированные, машкарованные, машкированные, мышкарики), способов, приемов переодевания (горбуницы, горбунки, горбунцы, горбунчики, горбушки; старушки), персонажей низшей демонологии (ошуликаны, силикуны, сюликуны, чиликуны, шеликуны, шиликуны, шулеконы, шулиганы, шуликаны, шуликины, шуликуны, шулихуны, шульганы, шульканы, шулюкины; шиши, шишочки; полуденки, полудники, полудницы; мухтари, мухтарики, мухтары), календарного времени (святки, святошни, святошники, святошные), которые в то же время образуют ареалы на территории Пермского края и обусловлены особенностями его заселения.
Можно говорить о значительной вариативности терминологии ряженых в Пермском крае. Часть номинаций регулярно фиксируется в регионе, другие встречаются реже и характерны только для конкретных ареалов и локальных традиций. Пермские данные демонстрируют бытование терминов как широко распространенных в русских традициях в целом, так и характерных только для региона.
Berezovich, E. L., & Vinogradova, L. N. (2010). Iz slovaria “Slavianskikh drevnostei”: Shulikuny [From the Dictionary of Slavic Antiquities: Shulikuns]. Slavianovedenie, 6, 49–51.
Berezovich, E. L., & Vinogradova, L. N. (2012). Shulikuny [Shulikuns]. In N. I. Tolstoy (Ed.), Slavianskie drevnosti: etnolingvisticheskii slovar’ [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary] (Vol. 5, pp. 583–585). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia.
Chernykh, A. V. (2008). Russkii narodnyi kalendar’ v Prikam’e: prazdniki i obriady kontsa XIX — serediny XX v. Ch. 2: Zima [Russian Folk Calendar in the Kama Region: Holidays and Rituals of the Late 19th — mid-20th Centuries. Pt. 2 : Winter]. Perm: Pushka.
Ivleva, L. M. (1994). Riazhen’e v russkoi traditsionnoi kul’ture [Mummery in Russian Traditional Culture]. St Petersburg: Russian Institute of Art History.
Tolstaya, S. M. (1995). Beschinstva [Outrages]. In N. I. Tolstoy (Ed.), Slavianskie drevnosti: etnolingvisticheskii slovar’ [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary] (Vol. 1, pp. 171–175). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia.
Tolstoy, N. I. (1985). Zametki po slavianskoi demonologii. 3. Otkuda nazvanie shulikun? [Notes on Slavic Demonology. 3. Where Does the Name shulikun Come from?]. In Yu. N. Karaulov (Ed.), Vostochnye slaviane: iazyki, istoriia, kul’tura. K 85-letiiu akademika V. I. Borkovskogo: sbornik statei [Eastern Slavs: Languages, History, Culture: For the 85th Birthday of Academician V. I. Borkovsky] (pp. 278–286). Moscow: Nauka.
Vinogradova, L. N., & Plotnikova, A. A. (2009). Riazhenie [Mummery]. In N. I. Tolstoy (Ed.), Slavianskie drevnosti: etnolingvisticheskii slovar’ [Slavic Antiquities: Ethnolinguistic Dictionary] (Vol. 4, pp. 519–525). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia.
Zelenin, D. K. (1930). Zagadochnye vodianye demony “shulikuny” u russkikh [Mysterious Water Demons “shulikuns” in Russia]. Lud Słowiański, I(2), dz. B, 220–238.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru