ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
В статье анализируются практики запечатления опыта Первой мировой войны на Восточном фронте и конструирования военизированных жизненных миров комбатантами русской армии и фотокорреспондентами. Цель автора статьи — определение значения беллигеративных ландшафтов Галиции в формировании специфических поведенческих стратегий и практик участников первой индустриальной войны. Методологией анализа послужил синтез подходов пространственных исследований и визуальной антропологии, концептуальных положений ландшафтоведения и культурной географии. Для анализа фотографической ситуации на Восточном фронте Первой мировой войны, особенностей дальнейшего бытования визуальных образов в групповой и коллективной коммуникации, выявления приемов конструирования образа окружающей среды Галиции в 1914–1915 гг. используются фотографические источники Российского государственного архива кинофотодокументов. Одним из ключевых тезисов исследования является предположение, что через практику фотографирования военизированных ландшафтов происходило конструирование ментальных карт чуждого пространства и воображаемое присвоение присоединенной по праву войны территории.
В результате автор приходит к выводам о том, что ландшафты Галиции в фотографиях являются феноменологическим конструктом, а не прямым отражением реальности или объективным свидетельством. Сама фотографическая ситуация выступает актом интерпретации, так как фотографы следуют императивам собственного (довоенного) жизненного опыта, сформированным господствующими дискурсами представлениям, учитывают технические ограничения эпохи и шокирующие переживания в пространствах смерти. Выявлена терапевтическая функция визуализации войны и роль фотокамеры как защитного барьера для фотографа. В ходе анализа определена динамическая взаимосвязь стратегий запечатления военного опыта с ходом боевых действий, а также необходимость изучения фотографических альбомов, посвященных жизни отдельных подразделений русской армии или представляющих собой серию снимков в конкретном населенном пункте Галиции, как цельного и последовательного фотодокументального травелога. Современная интерпретация военных фотографий позволяет выявить латентный для фотографа слой экологических последствий Первой мировой войны в Восточной Европе.
Barthes, R. (2011). Camera lucida. Kommentarii k fotografii [Camera Lucida. Commentary on Photography]. Moscow: Ad Marginem Press.
Bremm, K.-J. (2013). Propaganda im Ersten Weltkrieg. Darmstadt: Theiss Verlag.
Hüppauf, B. (1995). Der entleerte Blick hinter der Kamera. In Vernichtungskrieg. Verbrechen der Wehrmacht 1941–1944 (pp. 504–530). Hamburg.
Koloskova, E. E., & Litvin, A. A. (2014). Velikaia voina 1914–1918. Kinofotokhronika [The Great War of 1914–1918. Cinema and Photographic Chronicle] (Vols. 1–2). St Petersburg: Liki Rossii.
Leidinger, H. (2014). Vizualizatsiia Vostochnogo fronta v avstro-vengerskoi propagande Pervoi mirovoi voiny [Visualization of the Eastern Front in the Austro-Hungarian Propaganda of the First World War]. Quaestio Rossica, 1, 112–128.
Renes, J. (2015). Layered Landscapes: A Problematic Theme in Historic Landscape Research. In J. C. A. Kolen, J. Renes, & R. Hermans (Eds.), Biographies of Landscape; Geographical, Historical and Archaeological Perspectives on the Production and Transmission of Landscapes (pp. 403–421). Amsterdam: AUP.
Saunders, N. (2021). The Dead and Their Spaces. Origin and Meanings in Modern Conflict Landscapes. In N. J. Saunders & P. Cornish, Conflict Landscapes. Materiality and Meaning in Contested Places (pp. 3–33). London; New York: Routledge.
Smorodinova, V. A. (2000). Dokumental’naia fotografiia v rossiiskikh illiustrirovannykh izdaniiakh perioda Pervoi mirovoi voiny (1914–1917gg.) [Documentary Photography in Russian Illustrated Periodicals of the First World War (1914–1917)] (doctoral dissertation). St Petersburg State University, St Petersburg.
Stigneev, V. T. (2005). Vek fotografii 1894–1994 [A Century of Photography. 1894–1994]. Moscow: KomKniga.
Zontag, S. (2013). O fotografii [About Photography]. Moscow: Ad Marginem Press.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru