Фриз с орнаментом из многогранников в убранстве купольных барабанов армянских церквей конца XII — первой трети XIII в.

Ekaterina Andreevna Loshkareva

Аннотация


В статье рассматривается применение рельефного орнаментального фриза из переплетающихся многогранников в убранстве купольных барабанов армянских церквей начального периода Закаридской эпохи. В самом конце XII в. Армения освобождается от мусульманского ига. Это обстоятельство дает толчок бурному подъему строительной деятельности в восточных областях Армении со столицей в Ани, особенно в храмоздательстве. Новые памятники воздвигаются в духе национальной традиции, что особенно ярко проявляется в пластическом декоре экстерьера купольных барабанов. Автор предпринимает попытку выстроить хронологическую последовательность применения избранного орнамента во фризах купольных глав армянских храмов и приходит к выводу о первичном использовании орнаментальных фризов из шестигранников и восьмигранников в среде анийских памятников. Также отмечается одновременная популярность этих узоров в архитектуре соседнего государства анатолийских сельджуков, чья культурная деятельность в своем формировании теснейшим образом взаимосвязана с армянской. Возможные истоки проникновения орнаментального фриза из многогранников в купольные барабаны армянских церквей автор видит в кирпичной архитектуре Ирана и Средней Азии XI–XII вв. Резюмируя свои рассуждения, автор подчеркивает существование в армянском зодчестве задолго до исследуемой эпохи традиции убранства купольного барабана слепой аркатурой, увенчанной декоративным фризом, на примере Анийского собора, сыгравшего важную роль в сложении образа купольной главы армянского храма Закаридской эпохи.


Ключевые слова


архитектура Армении; Ани; рельефный декор; геометрический орнамент; Иран; архитектура мусульман; Закаридская Армения; средневековое искусство

Полный текст:

PDF

Литература


Babayan, F., & Kalantaryan, A. (2001). Epigraficheskie nadpisi monastyria S. Sarkis v Ushi [Epigraphic Inscriptions of the Monastery of Saint Sarkis of Ushi]. Istoriko-filologicheskij jurnal, 2, 169–199. (In Armenian)

Baboudjian, P. (1979). Le mausolйe de Mama Khatun а Terdjan et les monuments de l’école d’Ani. Haigazian Armenological Review, 7, 203–238.

Bakırer, Ц. (2011). Geometrik Örgü veya Geçme Dьzenlemelerinin Farklı Coğrafyalarda Yorumları İзin Bir Deneme [An Inquiry into the Interpretation of Geometric Interlace Compositions in Different Environments]. In A. Ceren Erel, B. İşler, N. Peker, & G. Sağır (Eds.), Anadolu kьltьrlerinde süreklilik ve değişim: Dr. A. Mine Kadiroğlu’na armağan (pp. 99–118). Ankara: Hacettepe University. (In Turkish)

Blessing, P. (2016). Medieval Monuments from Empire to National State. Beyond Armenian and Islamic Architecture in the South Caucasus (1180–1300). In I. Foletti, & E. Thuno (Eds.), The Medieval South Caucasus: Artistic Cultures of Albania, Armenia and Georgia (pp. 52–69). Brepols: Brepols Publ.

Donabйdian, P. (2020). Armenia — Georgia — Islam: A Need to Break Taboos in the Study of Medieval Architecture. Eurasiatica, 16, 62–112. Retrieved from https://edizionicafoscari.unive.it/it/edizioni/libri/978-88-6969-469-1/armenia-georgia-islam/

Eastmond, A. (2004). Art and Identity in Thirteenth-century Byzantium: Hagia Sophia and the Empire of Trebizond. Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs, 10. Aldershot, U. K.: Ashgate.

Eastmond, A. (2017). Tamta’s World: The Life and Encounters of a Medieval Noblewoman from the Middle East to Mongolia. New York: Cambridge University Press.

Erbudak, M. The Origins of Seljuk Ornamental Art in Anatolia. Preprints 2022, 2022070193. https://doi.org/10.20944/preprints202207.0193.v1

Ettinghausen, R., Grabar, O., & Jenkins-Madina, M. (2001). Islamic Art and Architecture 650–1250. The Yale University Press Pelican History of Art Series. London: Yale University Press.

Gandolfo, F. (1993). Il ruolo della scultura nel cantiere medievale di Makaravank’. Documenti di architettura Armena, 22, 9–17.

Ghazarian, A., & Ousterhout, R. (2001). A Muqarnas Drawing from Thirteenth-Century Armenia and the Use of Architectural Drawings during the Middle Ages. Muqarnas. An Annual on the Visual Culture of the Islamic World, 18, 141–154.

Hassan Al Sulaiti, F. (2014). Style and Regional Differences Seljuk Minarets in Persia. Subartu, 8, 30—39. Retrieved from https://ossl.alecso.org/WebMaster/Main_Module/img/resources/ .pdf

Hillenbrand, R. (2016). Brick versus Stone: Seljuq Architecture in Iran and Anatolia. In I. K. Poonawala (Ed.), Turks in the Indian Subcontinent, Central and West Asia: The Turkish Presence in the Islamic World (pp. 105–143). New Delhi: Oxford University Press Publ.

Hutt, A. M. (1974). The Development of the Minaret in Iran under the Saljugs (MPhil thesis). SOAS University of London, London.

Kazaryan, A. Yu. (2018). Novye dannye o kupolakh khramov Ani. Chast’ pervaia. Kafedral’nyi sobor zodchego Trdata [New Data on the Domes of Ani Churches. Part One. The Cathedral by an Architect Trdat]. Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury, 10, 145–169.

Kazaryan, A. Yu. (2019). Novye dannye o kupolakh khramov Ani. Chast’ vtoraia. Tserkov’ vo Vnutrennei kreposti [New Data on the Domes of Ani Churches. Part Two. The Church of the Inner Fortress]. Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury, 13, 127—144.

Kazaryan, A. Yu. (2020). Novye dannye o kupolakh khramov Ani. Chast’ tretia. Stratigrafiia barabana tserkvi Spasitelia [New Data on the Domes of Ani Churches. Part Three. Stratigraphy of the Tholobate of the Redeemer Church]. Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury, 14, 57—80.

Kazaryan, A. Yu., & Loshkareva, E. A. (2019a). Pamiatnik srednevekovogo armianskogo zodchestva. Tserkov’ vo Vnutrennei kreposti Ani [A Monument of Medieval Armenian Architecture. Church in the Inner Fortress of Ani]. Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury, 12, 100–123.

Kazaryan, A., & Loshkareva, E. (2019b). Preliminary Study of the Architecture and the Plastic Arts of the Zak’are Church in the Inner Castle (Aghjkaberd) of Ani. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 324: Proceedings of the 2019 International Conference on Architecture: Heritage, Traditions and Innovations (AHTI 2019) (pp. 111—116). Paris: Atlantis Press Publ.

Kazaryan, A., Özkaya, İ. Y., & Pontioğlu, A. (2016, November 30). The Church of Surb Prkich in Ani (1035). Part 1: History and Historiography — Architectural Plan — Excavations of 2012 and Starting of Conservation. RIHA Journal 0143. Retrieved from https://journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/rihajournal/article/view/70195/72727

Kharazmi, M. (2016). A Study on Geometric Constructions on Brickwork Decorations in Iranian Architecture. In Proceedings of Bridges 2016: Mathematics, Music, Art, Architecture, Education, Culture, Jyvдskylд, Finland August 8.–13. 2016 (pp. 301–308). Retrieved from https://archive.bridgesmathart.org/2016/bridges2016-301.pdf

Loshkareva, E. A. (2022). Podrazhanie stolitse ili pamiatniki odnogo kruga? Ob ornamente friza kupolnogo barabana tserkvi Vnutrennei kreposti (Ahchkaberda) Ani i ego otgoloskakh v tserkovnykh pamiatnikakh Armenii XIII v. [Imitation of the Capital or One Series Monuments? About the Frieze Ornament of the Tholobate of the Church in the Inner Fortress (Aghjkaberd) of Ani and Its Reminiscences in Armenian Churches of the 13th Century]. Voprosy vseobshchei istorii arkhitektury: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 24 maia 2022 goda [Questions of the Universal History of Architecture: Proceedings of the International Scholarly Conference on May 24, 2022]. Retrieved from https://archi.ru/elpub/96784/podrazhanie-stolice-ili-pamyatniki-odnogo-kruga-ob-ornamente-friza-kupolnogo-barabana-cerkvi-vnutrennei-kreposti-akhchkaberda-ani-i-ego-otgoloskakh-v-cerkovnykh-pamyatnikakh-armenii-xiii-v

Mnatsakanian, S. (1987). Formirovanie Aniiskoi arkhitekturnoi shkoly v XII–XIV vekakh i problema “zhivopisnogo stilia” [Formation of the Ani Architectural School in the 12th–14th Centuries and the Problem of ‘Picturesque Style’]. Vestnik obshestvennykh nauk, 3, 41–53.

Riccioni, S. (2020). Introduzione. Le tante storiografie dell’arte armena. Eurasiatica, 16, 11–22. Retrieved from https://edizionicafoscari.unive.it/it/edizioni4/libri/978-88-6969-469-1/introduzione-le-tante-storiografie-dellarte-armena/

Sourdel-Thomine, J. (1953). Deux minarets d’йpoque seljoukide en Afghanistan. Syria, 30(1/2), 108–136.

Wilkinson, C. K. (1986). Nishapur: Some Early Islamic Buildings and Their Decoration. New York: The Metropolitan Museum of Art Publ.

Zakarian, L. (2007). Aghdjots Saint Stepanos. Yerevan: Edition de l’universitè d’Erevan.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru