От франко-русского союза (1894) к франко-советскому пакту о взаимопомощи (1935): два витка знакомства с изобразительным искусством союзника

Ksenia Andreevna Bespalova

Аннотация


В статье рассмотрено возникновение взаимного интереса к искусству Франции и Российской империи в период от заключения франко-русского союза (1894) и до франко-советского пакта о взаимопомощи (1935). Автор статьи выделяет два этапа обращения к изобразительному искусству дружественного государства: рубеж XIX и XX вв. и с 1924 г. после признания СССР Францией. Характеризуя первый период интереса к изобразительному искусству, автор приводит в пример ряд мероприятий, прошедших в Российской империи и во Франции, организованных при сотрудничестве французских и русских деятелей культуры и искусства. Сделан вывод о том, что организация многочисленных выставок искусства в обеих странах свидетельствовала об обоюдном стремлении сторон познакомиться с новинками художественного жанра союзной страны, а также осмыслить страницы общей истории (в частности, война 1812 г.). Описывая новый виток знакомства с культурой Франции и СССР после 1924 г., автор, привлекая источники из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, доказывает, что как во Франции, так и в СССР сохранялся интерес к изобразительному искусству друг друга и подпитывался за счет стремления Народного комиссариата просвещения РСФСР к сотрудничеству с Францией. В работе сделан акцент на том, что именно менее масштабные выставки, посредством которых признавалась взаимодополняемость и общность культур обеих стран, являлись главным местом культурного взаимодействия. Статья завершается выводом о том, что, несмотря на разный политический строй во Франции и Российской империи / СССР, культурные связи между странами играли существенную роль как на рубеже веков, так и в 1920–1930-е гг., когда они получили новый импульс за счет революционного прошлого обеих стран.


Ключевые слова


франко-русский союз; изобразительное искусство; организация выставок; Всемирная выставка; Третьяковская галерея; «Мир искусства»; “Salon d’Automne”; советская живопись

Полный текст:

PDF

Литература


Aubain, L. (1996). La Russie à l’exposition universelle de 1889. Cahiers du monde russe : Russie, Empire russe, Union soviétique, Йtats indépendants, 37(3), 349–367.

Belikova, M. A. (2018). Novaia veshchestvennost’: vzgliad sovremennikov iz SSSR [New Substantiality: The View of Contemporaries from the USSR]. Iskusstvoznanie, 4, 220–249.

Budrina, L. A. (2022). Reznoi kamen’ v russko-frantsuzskikh vzaimootnosheniiakh: istoriia iavleniia [Carved Stone in Russian-French Relations: History of the Phenomenon]. In Yu. M. Galkina (Chief editor), A. A. Vershinina, & K. A. Bespalova (Eds.), 130 let franko-russkomu al’iansu: problemy i vyzovy dvustoronnego sotrudnichestva [130 Years of the Franco-Russian Alliance: Problems and Challenges of Bilateral Cooperation, Collection of Articles] (pp. 171–182). St Petersburg: Nestor-Istoriia.

Butsan, A. S. (2012). K istorii russko-frantsuzskogo kul’turnogo dialoga [On the History of Russian-French Cultural Dialogue]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury, 6, 90–93.

Bystrova, Yu. M. (2010). Russko-frantsuzskie kul’turnye sviazi v kontse XIX — nachale XX vv. [Russian-French Cultural Relations at the End of the 19th — Early 20th Centuries] (doctoral dissertation). Saratov State Technical University, Saratov.

Cariani, G. (1999). La dйcouverte de l’art russe en France, 1879–1914. Revue des йtudes slaves, 71(2), 391–405.

Demeulenaere-Douyиre, C. (2014). Les expositions universelles : entre marketing agro-alimentaire et internationalization du gout. Actes des congrиs nationaux des sociétés historiques et scientifiques, 138(2), 313–324.

Frolov, V. P. (2013). Pavil’ony Rossii na Vsemirnykh vystavkakh: stroitel’stvo i arkhitektura [Russian Pavilions at World Exhibitions: Construction and Architecture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo stroitel’nogo universiteta, 6, 42–49.

Guichard, B. (1999). Parler russe : un enjeu de l’alliance franco-russe ? Bulletin de l’Institut Pierre Renouvin, UMR Sirice, Chantiers, 8, 119–137.

Kisun’ko, V. G., & Narinsky, M. M. (1986). Russko-frantsuzskie kul’turnye sviazi (XIX — nachalo XX veka) [Russian-French Cultural Ties (19th — Early 20th Centuries)]. Frantsuzskii ezhegodnik 1984, 20–33.

Khmel’nitskaya, I. I. (2010). Russko-frantsuzskie kul’turnye sviazi kontsa XIX — nachala XX veka i nachalo Parizhskikh sezonov S. P. Diagileva [Russian-French Cultural Ties of the Late 19th — Early 20th Centuries and the Beginning of the Parisian Seasons of S. P. Diaghilev]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, 190, 420–427.

Manukyan, D. V. (2015). Novye tendentsii vystavochnogo proektirovaniia v kontekste Mezhdunarodnoi vystavki v Parizhe v 1925 g. [New Trends in Exhibition Design in the Context of the International Exhibition in Paris in 1925]. Artikul’t, 19, 19–53.

Polyakova, O. B. (2001). Vzaimovliianie kul’tur Rossii i Frantsii vo vtoroi polovine XIX — nachale XX veka [Mutual Influence of the Cultures of Russia and France in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries]. In Rossiia i Frantsiia. XVIII–XX veka [Russia and France. 18th–20th Centuries] (Iss. 4, pp. 189–204). Moscow: Nauka.

Rjéoutskij, V. S. (2006). Frantsuzskii Institut v S.-Peterburge (1911–1919) i russko-frantsuzskoe nauchnoe sblizhenie [French Institute in St Petersburg (1911–1919) and Russian-French Scientific Rapprochement]. In Rossiia i Frantsiia. XVIII–XX veka [Russia and France. 18th–20th Centuries] (Iss. 7, pp. 293–322). Moscow: Nauka.

Shiralieva, N. O. (2004) Kul’turnye sviazi Frantsii i Rossii v XX veke [Cultural Relations between France and Russia in the 20th Century] (doctoral dissertation). Moscow State Institute of International Relations, Moscow.

Simchuk, K. A. (2014). Vsemirnye vystavki Parizha XIX veka: gradoobrazuiushchaia rol’ i obshchestvennoe znachenie [World Exhibitions of Paris of the 19th Century: City-Forming Role and Social Significance]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. № 26. Filologiia. Iskusstvovedenie, 93, 157–162.

Sokolov, A. S. (2018). Rossiia i SSSR na Vsemirnykh vystavkakh XX–XXI vekov [Russia and the USSR at the World Exhibitions of the 20th–21st Centuries]. Novaia i Noveishaia istoriia, 2, 125–143.

Stefko, M. S. (2019). Russkie muzei vo frantsuzskikh izdaniiakh rubezha XIX–XX vv. [Russian Museums in French Publications at the Turn of the 20th Century]. Voprosy muzeologii, 2, 230–236.

Strutinskaya, E. (2008). “K schast’iu, est’ russkie” [“Fortunately, there are Russians”]. Voprosy teatra, 3–4, 152–192.

Tolstoy, A. V. (1982). O russkoi vystavke 1906 goda v Parizhe [About the Russian Exhibition of 1906 in Paris]. In V. M. Polevoy et al. (Eds.), Sovetskoe iskusstvoznanie 1981: sbornik statei [Soviet Art History 1981: Collection of Articles] (Iss. 1, pp. 279–290). Moscow: Sovetskii khudozhnik.

Uryadova, A. V. (2019). Vystavochnaia deiatel’nost’ russkoi emigratsii v pervoi polovine XX v. [Exhibition Activities of Russian Emigration in the First Half of the 20th Century]. Noveishaia istoriia Rossii, 2, 485–500.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.1.012

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru