ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Настоящее исследование посвящено художественно-критической деятельности мастера русского авангарда и организатора футуристических выставок И. А. Пуни в рамках его первого творческого периода, предшествующего эмиграции. Научная новизна проекта видится в смещении фокуса на малоисследованное поле — текстовые нарративы художника. Исследовательскому взгляду открываются ценные сведения о времени, мировосприятии куратора / художника / критика (в случае с И. А. Пуни — все в одном лице) и о «болевых» точках искусства. Выводы базируются на разноаспектном текстовом материале (критические статьи, письма, материалы лекции), погружающем в контекст художественной жизни Петрограда и Витебска начала века. С опорой на структурно-семиотический анализ проводятся параллели с живописным и кураторским опытом И. А. Пуни. В фокусе внимания Пуни находятся теоретические аспекты нового искусства, волнующие его как художника. В его текстах ставятся полемические вопросы о важности «вещественной культуры», о роли художника, о футуризме, о кураторстве. В эпоху доминирования производственного искусства и принципов утилитарности Пуни подчеркивает ценность индивидуальности художника, его понимания эстетических задач и интеллектуальной наполненности визуального нарратива. Для И. А. Пуни красота искусства заключается в его бесполезности для жизни: именно утилитарное производство влияет на искусство, а не наоборот. Через цветную материальность, особенности композиции и формы художник подчеркивает сущность, внутреннюю конструкцию изображаемого предмета. В исследовании отмечается особая стилистика текстов И. А. Пуни, опирающаяся на нейтральность тона, аргументированность суждений, что было не свойственно теоретикам в эпоху «плакатного языка». Кураторская деятельность художника, манифестированная знаковыми выставками «Трамвай B» и «0,10», дает пример «критика в действии». Проанализированные материалы показывают сложность выбора объектов, способных вести рассказ, и важность собственной позиции в аспекте соперничества К. С. Малевича и В. Е. Татлина.
Berninger, G., & Cartier, J.-A. (1971). Jean Pougny. Catalogue de l’oeuvre. T. 1 : Les annees d’avant-garde, Russie — Berlin 1910–1923. Tubingen.
Berninger, G., & Cartier, J.-A. (1992). Jean Pougny. Catalogue de l’oeuvre. T. 2 : Paris — Cote d’Azur 1924–1956, Peintures. Tubingen: Editions Ernst Wasmuth.
Bowlt, J. (2000). Begstvo form: Ivan Puni v Berline (1920–1923) [The Flight of Forms: Ivan Puni in Berlin]. In G. F. Kovalenko (Ed), Russkii avangard 1910–1920-kh godov v evropeiskom kontekste [Russian Avant-garde of the 1910s–1920s in a European Context] (pp. 228–233). Moscow: Nauka.
Bystrova, T. Yu. (2003). Fenomen veshchi v dizaine: filosofsko-kul’turologicheskii analiz [The Phenomenon of Things in Design: Philosophical and Cultural Analysis] (habilitation dissertation abstract). Ural State University, Ekaterinburg.
Cartier, J.-A. (1956). Jean Pougny 1894. Les Cahiers d’Art — Documents, 29, 11.
Danchev, A. (2022). 100 art-manifestov: ot futuristov do stakistov [100 Art Manifestos: From Futurists to Stackists]. Moscow: Alpina non-fiction.
Douglas, Ch. (2015). “Lebedi inykh mirov” i drugie stat’i ob avangarde [Swans of Other Worlds and Other Articles on Avant-garde]. Moscow: Tri kvadrata.
Drutt, M. (2016). In Search of 0,10. The Last Futurist Exhibition of Painting. Basel: Hatje Cantz.
Gadamer, H.-G. (1988). Istina i metod: osnovy filosofskoi germenevtiki [Truth and Method: Fundamentals of Philosophical Hermeneutics]. Moscow: Progress.
Galeeva, T. A. (2009). John Graham (Ivan Dombrovsky) i abstraktnoe iskusstvo Ameriki 1930-kh godov [John Graham (Ivan Dombrovsky) and American Abstract Art in the 1930s]. In V. V. Novilov (Ed.), Deiateli amerikanskoi kul’tury iz Rossiiskoi imperii [American Cultural Figures from the Russian Empire] (pp. 61–65). St Petersburg: Russkii muzei.
Gracheva, S. M. (2015). Kriticheskaia deiatel’nost’ khudozhnikov kak kreativno-tekstual’naia osnova russkogo avangarda [Critical Activity of Painters as a Creative and Textual Basis of Russian Avant-garde]. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury, 3, 44–55.
Humphreys, C. M. (1989). Cubo-futurism in Russia, 1912–1922: The Transformation of a Painterly Style (PhD of Philosophy). St. Andrews University, St. And.
Kakuriev, E. (2021). Ivan Puni’s Berlin Period: 1920–1924 (MA dissertation). The City University of New York, New York.
Kandinsky, V. (2001). Izbrannye trudy po teorii iskusstva [Selected Works on Art Theory] (Vol. 1). Moscow: Gileia.
Kantor, M. K. (2016). Chertopolokh: filosofiia zhivopisi [Thistle: Painting Philosophy]. Moscow: AST.
Krusanov, A. V. (2010). Russkij avangard: 1907–1932 (Istoricheskij obzor). T. 1: Boevoe desiatiletie [Russian Avant-garde: 1907–1932 (Historical Review). Vol. 1: War Decade] (Book 2). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Krusanov, A. V. (2022). Termin “levoe iskusstvo” v khudozhestvennoi zhizni Rossii pervoi treti XX v. [The Term “Leftist Art” in the Artistic Life of Russia in the First Third of the 20th Century]. Chinese Journal of Slavic Studies, 2(1), 51–69. https://doi.org/10.1515/cjss-2022-0010
Lassaigne, J. (1964). Jean Pougny. Baden-Baden: Woldemar Klein Verl.
Lodder, C. (2017). Ivan Puni and the Flight of Forms: From St. Petersburg to Berlin. Experiment, 23, 104–116.
Lufft, P. (1974). Der Gestaltwandel im Werk von Jean Pougny. In E. Hьttinger, & H. A. Lüthy (Eds.), Gotthard Jedlicka. Eine Gedenkschrift. Beiträge zur Kunstgeschichte des 19. und 20. Jahrhunderts (pp. 181–198). Zurich: Orell Fьssli Verl.
Misiano, V. (2014). Piat’ lektsij o kuratorstve [Five Lectures on Curating]. Moscow: Ad Marginem Press.
Muromtseva, O. V. (2020). Arkhiv Ivana Puni i Ksany Boguslavskoi: neizuchennye istochniki russkoi khudozhestvennoi emigratsii [Archive of Ivan Puni and Ksana Boguslavskaya: Unexplored Sources of Russian Artistic Emigration]. In N. Zaria (Ed.), Emigratsiia kak tekst kul’tury: istoricheskoe nasledie i sovremennost’ [Emigration as a Text of Culture: Historical Heritage and Modernity] (pp. 330–343). Budapesht: Selmeczi Bt.
Nieslony, M. (2016). Bedingtheit der Malerei: Ivan Puni und die moderne Bildkritik. Berlin: Mann.
Obrist, H. U. (2012). Kratkaia istoriia kuratorstva [A Brief History of Curating]. Moscow: Ad Marginem Press.
Rodionov, A. (2020). Novoe o vystavke “0,10” i ee organizatore Ivane Puni [New Facts about the Exhibition “0.10” and Its Organiser Ivan Puni]. Iskusstvoznanie, 1–2, 232–271.
Sarab’yanov, D. V. (2020). Ivan Puni [Ivan Puni]. Moscow: Iskusstvo–XXI vek.
Scheijen, S. (2020). Avangardisty: russkaia revoliutsiia v iskusstve. 1917–1935 [Avant-gardists: Russian Revolution in Art. 1917–1935]. Moscow: Kolibri.
Severyukhin, D. Ya. (2010). Khudozhestvennyi rynok Sankt-Peterburga-Petrograda-Leningrada, ego rol’ i znachenie v istorii razvitiia otechestvennogo izobrazitel’nogo iskusstva [The Art Market of St Petersburg-Petrograd-Leningrad, its Role, and Significance in the History of the Development of National Fine Arts] (habilitation dissertation). Moscow.
Shishanov, V. A. (2017). Polemika vokrug “futurizma” v pechati Vitebska 1918–1924 gg. [Controversy around “Futurism” in the Press of Vitebsk 1918–1924]. Iskusstvo i kul’tura, 2, 50–59.
Udal’tsova, N. (1994). Zhizn’ russkoi kubistki. Dnevniki, stat’i, vospominaniia [The Life of a Russian Cubist. Diary, Articles, Memoirs]. Moscow: RA.
Vallette, H. (1982). Ivan Puni: A Characterization of his Stylistic Development (MA dissertation). The Ohio State University, Ohio.
Vierny, D. (1993). Temoignages. In S. Rage, Jean Pougny (p. 199). Paris: Musee d’Art Moderne de la villa de Paris.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru