Политическое просвещение в контексте проекта советской идентичности: на материалах Алтайского края (1945–1955)

Mikhail Aleksandrovich Demin, Evgeniya Nikolaevna Benevalenskaya

Аннотация


В статье на региональных материалах исследованы коммуникативные стратегии формирования гражданской идентичности системой учреждений политического просвещения на Алтае в идеологическом пространстве 1945–1955 гг. Авторы применяют релевантную современной неоклассической модели науки концепцию конструирования феномена советского общества. Источниковую базу составили нормативные документы Центрального комитета и Алтайского крайкома коммунистической партии Советского Союза, делопроизводственные материалы органов пропаганды и агитации региона из фондов Государственного архива Алтайского края. Отчеты партийных комитетов сопоставлены с информационно-аналитическими данными проверок политико-просветительной работы на Алтае. Для анализа дискурсивных пропагандистских практик использованы материалы общесоюзной и краевой учебной и инструктивно-методической литературы, региональной прессы. На основе теоретико-методологических подходов социального проектирования и интеллектуальной истории выявлены цели создания, идейно-смысловые мотивы, символические компоненты и тиражируемые гражданам примеры нормативного поведения. Показано, что продуцирование эталонов коллективной идентификации жителей края опиралось на национально-государственный нарратив, реабилитировавший хронотоп «Родина». Реализация в Алтайском крае общесоюзного проекта социальной консолидации и поддержки советской власти была ориентирована на последовательное включение в индивидуальный жизненный опыт официальной версии прошлого путем обучения в школах и кружках политической грамотности, устной и визуальной пропаганды. Особенностью тылового региона стало конструирование в первую очередь идентификационных образцов трудового героизма. Важной технологией вовлечения населения в масштабную деятельность по восстановлению экономического и социокультурного потенциала СССР после Великой Отечественной войны являлась мотивация подвига как механизма персонального увековечения в памяти потомков.


Ключевые слова


советский проект; система политического просвещения; идеология; социальный инжиниринг; национально-государственная идентичность; историческая память; Алтайский край

Полный текст:

PDF

Литература


Benevalenskaya, E. N., & Demin, M. A. (2020). Istoricheskoe kraevedenie v kul’turno-obrazovatel’nom prostranstve Altaiskogo kraia (vtoraia polovina 1940-kh — seredina 1980-kh gg.) [Historical Local History in the Cultural and Educational Space of Altai Krai (Second Half of the 1940s — Mid-1980s)]. Barnaul: AltGPU.

Brandenberger, D. L. (2009). Natsional-bol’shevizm. Stalinskaia massovaia kul’tura i formirovanie russkogo natsional’nogo samosoznaniia. 1931–1956 [National Bolshevism. Stalin’s Mass Culture and the Formation of Russian National Identity. 1931–1956]. St Petersburg: DNA Publishing House.

Fiske, S. (2019). Political Cognition Helps Explain Social Class Divides: Two Dimensions of Candidate Impressions, Group Stereotypes, and Meritocracy Beliefs. Cognition, 18, 108–115.

Korobkova, N. P., & Gostyusheva, E. M. (2019). Obshchestvenno-politicheskaia zhizn’ v Altaiskom krae v 1945–1953 gg. [Socio-political Life in Altai Krai in 1945–1953]. In E. V. Demchik (Ed.), Istoriia Altaia [History of Altai] (Vol. 3: Altai v noveishuiu epokhu (XX — nachalo XXI veka) [Altai in the Modern Era (20th — Early 21st Centuries)], pp. 249–279). Barnaul: Altai State University; Belgorod: Constanta.

Malinova, O. Yu. (2015). Aktual’noe proshloe: simvolicheskaia politika vlastvuiushchei elity i dilemmy rossiiskoi identichnosti [The Relevant Past: The Symbolic Policy of the Ruling Elite and the Dilemmas of Russian Identity]. Moscow: ROSSPEN.

Mamontova, M. A. (2020). Sovremennye podkhody v izuchenii sovetskoi propagandy 1940-kh — pervoi poloviny 1950-kh gg. [Modern Approaches in the Study of Soviet Propaganda of the 1940s — First Half of the 1950s]. In N. A. Matveeva (Ed.), Fundamental’nye problemy gumanitarnykh nauk: opyt i perspektivy razvitiia issledovatel’skikh proektov RFFI: materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Fundamental Issues of the Humanities: Experience and Prospects for the Development of RFBR Research Projects: Materials of the All-Russian Scholarly Conference] (pp. 169–173). Barnaul: AltGPU.

Mazur, L. N. (Ed.). (2018). Rannesovetskoe obshchestvo kak sotsial’nyi proekt, 1917–1930- e gg. [Early Soviet Society as a Social Project, 1917–1930] (Pt. 1: Strana Sovetov: prostranstvo, vlast’, ekonomika [The Country of the Soviets: Space, Power, Economy]). Ekaterinburg: Ural University Press.

Mazur, L. N. (Ed.). (2019). Rannesovetskoe obshchestvo kak sotsial’nyi proekt, 1917–1930-e gg. [Early Soviet Society as a Social Project, 1917–1930] (Pt. 2: Sovetskoe obshchestvo: kul’tura, soznanie, povedenie [Soviet Society: Culture, Consciousness, Behaviour]). Ekaterinburg: Ural University Press.

McCallum, С. E. (2021). Sud’ba Novogo cheloveka: reprezentatsiia i rekonstruktsiia maskulinnosti v sovetskoi vizual’noi kul’ture, 1945–1965 [The Fate of the New Man: Representing and Reconstructing Masculinity in Soviet Visual Culture, 1945–1965]. Moscow: NLO.

Miller, A. I., Efremenko, D. V., & Malinova, O. Yu. (2018). Politika pamiati i istoricheskaia nauka [Politics of Memory and Historical Science]. Rossiiskaya istoriya, 5, 128–140. https://doi.org/10.31857/S086956870001569-6

Porshneva, O. S. (2019). Soznanie i povedenie cheloveka v postrevoliutsionnuiu epokhu: etapy, kharakter, rezul’taty transformatsii [Human Consciousness and Behaviour in the Post-revolutionary Era: Stages, Character, Results of Transformation]. In L. N. Mazur (Ed.), Rannesovetskoe obshchestvo kak sotsial’nyi proekt, 1917–1930-e gg. [Early Soviet Society as a Social Project, 1917–1930] (Pt. 2: Sovetskoe obshchestvo: kul’tura, soznanie, povedenie [Soviet Society: Culture, Consciousness, Behaviour], pp. 207–237). Ekaterinburg: Ural University Press.

Repina, L. P. (2020). Vvedenie [Introduction]. In L. P. Repina (Ed.), Proshloe dlia nastoiashchego: Istoriia-pamiat’ i narrativy natsional’noi identichnosti [The Past for the Present: History Memory and Narratives of National Identity] (pp. 5–10). Moscow: Aquilon.

Savin, A. I. (2020). Geroizm kak ideologicheskii kontsept stalinskoi epokhi [Heroism as an Ideological Concept of the Stalin Era]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia, 3(55), 93–108. https://doi.org/10.26456/vthistory/2020.3.093

Svyatoslavsky, A. V. (2016). “Sovetskii”: real’nost’ ili simuliakr? (o korreliatsii poniatii “sovetskii” / “russkii” v aspekte kul’turnoi identichnosti) [“Soviet”: Reality or Simulacrum? (On the Correlation of the Concepts of “Soviet” / “Russian” in the Aspect of Cultural Identity)]. Dialog so vremenem, 54, 150–180.

Tishkov, V. A. (2018). Mezhdistsiplinarnyi vzgliad na istoricheskuiu pamiat’ i identichnost’ [Interdisciplinary View on Historical Memory and Identity]. In V. A. Tishkov, & E. A. Pivneva (Eds.), Istoricheskaia pamiat’ i rossiiskaia identichnost’ [Historical Memory and Russian Identity] (pp. 5–11). Moscow: RAN.

Widdis, E. (2014). Rossiia kak prostranstvo [Russia as a Space]. In S. Franklin, & E. Widdis (Eds.), Natsional’naia identichnost’ v russkoi kul’ture [National Identity in Russian Culture] (pp. 44–64). Moscow: ROSSPEN.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.2.034

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru