ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена исследованию «Наставления относительно имени Целестия» — информационной записки за авторством Мария Меркатора, в которой описывается участие Римской кафедры в деле осуждения еретиков Пелагия и Целестия преимущественно в понтификат папы Зосима (417–418), и адресованной императору Феодосию Младшему (408–450) и патриарху Несторию Константинопольскому (428–431). Цель исследования — выявление особенностей представления Марием Меркатором информации о церковно-политических событиях первой четверти V в. в западной части Римской империи, а также выяснение достоверности и сравнительной полноты сообщаемых им сведений. Задача статьи — критическое сравнение сведений Мария Меркатора с данными других официальных источников, как то: соборных актов, соборных посланий, официальной переписки церковных иерархов и памятников императорского законодательства. Специальный акцент в статье делается на анализе того, как в «Наставлении» представлены роль и место Римской кафедры, а также лично папы Зосима в событиях, связанных со спором вокруг личностей и мнений Пелагия и Целестия. На основании проделанной работы автор делает ряд выводов. Сочинение Мария Меркатора изобилует многочисленными неточностями, существенными умолчаниями и даже подтасовками. С их помощью Марий старательно пытается обелить римского папу Зосима, представить его в глазах императора Феодосия и патриарха Нестория последовательным противником многократно осужденных еретиков Пелагия и Целестия, а покаянную по сути грамоту папы Зосима (epistula tractoria) пытается представить важным общецерковным вероучительным документом. В целом «Наставление» Мария Меркатора можно считать тенденциозным и манипулятивным документом, задачей которого является выставить в благоприятном свете весьма противоречивую роль папы Зосима в событиях, связанных с осуждением на Западе Римской империи еретиков Пелагия и Целестия. Эта роль, согласно мнению автора, является ярким свидетельством кризиса репутации и статуса Римской кафедры в рассматриваемый период.
Amann, E. (1949). L’affaire Nestorius vue de Rome. Revue des sciences religieuses, 23(1–2), 5–37.
Bark, W. (1943). The Doctrinal Interests of Marius Mercator. Church History, 12(3), 210–216.
Bruckner, A. (1897). Julian von Eclanum. Sein Leben und seine Lehre. Ein Beitrag zur Geschichte des Pelagianismus. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung.
Caspar, E. (1930). Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft (Vol. 1). Tübingen: Verlag von J. C. Β. Mohr (Paul Siebeck).
Disdier, M. Th. (1931). Le pélagianisme au concile d’Éphèse. Échos d’Orient, 30(163), 314–333.
Ferguson, J. (1956). Pelagius. Cambridge: W. Heffer & Sons Ltd.
Gratsianskiy, M. V. (2020). Rol’ i mesto Rimskoi Tserkvi v mezhtserkovnykh otnosheniiakh v pontifikat Innokentiia I (402–417) [The Role and Place of the Roman Church in Inter-Church Relations in the Pontificate of Innocent I (402–417)]. Vizantiiskii vremennik, 104, 64–89.
Gratsianskiy, M. V. (2021). Krizis avtoriteta Rimskoi Tserkvi v pontifikaty Zosima (417–418) i Bonifatsiia (418–422) [Reputation Crisis of the Roman Church in the Pontificates of Zosimus (417–418) and Boniface (418–422)]. Vizantiiskii vremennik, 105, 40–59.
Grumel, V. (1958). La chronologie. Paris: Presses Universitaires de France.
Haller, J. (1950). Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit (Vol. 1). Urach; Stuttgart: Port Verlag.
Honnay, G. (1994) Caelestius, discipulus Pelagii. Augustiniana, 44(3–4), 271–302.
Lamberigts, M. (1985). Les évêques pélagiens déposés: Nestorius et Éphèse.Augustiniana, 35, 264–280.
Lamberigts, M. (1992). Augustine and Julian of Aeclanum on Zosimus. Augustiniana, 42, 311–330.
Lamberigts, M (2002). Recent Research into Pelagianism with Particular Emphasis on the Role of Julian of Aeclanum. Augustiniana, 52(2–4), 175–198.
Lamberigts, M. (2004). Co-operation of Church and State in the Condemnation of the Pelagians: The Case of Zosimus. In T. L. Hettema, J. A. M Snoek, & A. van der Kooij (Eds.), Religious Polemics in Context. Papers Presented at the 2nd International Conference of the Leiden Institute for the Study of Religions (LISOR) held at Leiden (27–28 April 2000) (pp. 363–375.) Assen: Van Gorcum.
Lizzi Testa, R. (2003). Un’epistola speciale: il commonitorium. In F. E. Consolino (Ed.), Forme letterarie nella produzione latina di IV–VI secolo. Con uno sguardo a Bisanzio (pp. 53–90). Roma: Herder.
Lössl, J. (2001). Julian von Aeclanum. Studien zu seinem Leben, seinem Werk, seiner Lehre und ihrer Überlieferung. Leiden; Boston; Köln: Brill.
Malavasi, G., & Dupont, A. (2018). Marius Mercator and the Augustinian Concept of Carnal Concupiscence. Revue d’études augustiniennes et patristiques, 64, 165–180.
Malavasi, G., & Dupont, A. (2022). When Did Caelestius Become Known as a Disciple of Pelagius? Reassessing the Sources. Journal of Early Christian Studies, 30(3), 343–371.
Marschall, W. (1971). Karthago und Rom. Die Stellung der nordafrikanischen Kirche zum apostolischen Stuhl in Rom. Stuttgart: Anton Hiersemann.
Mereminskiy, S. G. (2019). Pavlin Mediolanskiy [Paulinus of Milan]. In Pravoslavnaia entsiklopediia (Vol. 54, pp. 156–158). Moscow: CSC “Pravoslavnaia entsiklopediia”.
Paredi, A. (1963). Paulinus of Milan. Sacris Erudiri, 14, 206–230.
Pietri, Ch. (1976). Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440) (Vol. 2). Rome: École française de Rome.
Refoulé, F. (1964). Julien d’Éclane, théologien et philosophe. Recherches de science religieuse,54, 42–84.
Smirnov D. V. (2016). Marii Merkator [Marius Mercator]. In Pravoslavnaia entsiklopediia (Vol. 43, pp. 476–485). Moscow: CSC “Pravoslavnaia entsiklopediia”.
Speigl, J. (1969). Der Pelagianismus auf dem Konzil von Ephesus. Annuarium Historiae Conciliorum, 1, 1–14.
Squires, S. (2019). The Pelagian Controversy: An Introduction to the Enemies of Grace and the Conspiracy of the Lost Souls. Eugene, Oregon: Pickwick Publications.
Wermelinger, O. (1975). Rom und Pelagius. Die theologische Position der römischen Bischöfe im pelagianischen Streit in den Jahren 411–432. Stuttgart: Anton Hiersemann Verlag.
Wermelinger, O. (1979). Das Pelagiusdossier in der Tractoria des Zosimus. Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie, 26, 336–338.
Wermelinger, O. (1980). Marius Mercator. In Dictionnaire de spiritualitй (Vol. 10, pp. 610–615). Paris: Beauchesne.
Wojtowytsch, M. (1981). Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart: Anton Hiersemann.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru