Промышленное тиражирование и система соцзаказа в советском искусстве начала 1930-х гг.: образы индустриализации Урала

Irina Vladimirovna Kudriavtseva, Ludmila Alekseevna Budrina

Аннотация


Статья посвящена феномену тиражной художественной продукции в советском изобразительном искусстве начала 1930-х гг. Востребованность и распространение репродукционных и других полиграфических форматов были обусловлены необходимостью создания массовых агитационных инструментов для масштабного идеологического воздействия на зрителя и мобилизации общества, в том числе в ходе широкой индустриализации. Целью данной работы является рассмотрение художественного воплощения темы индустриализации Урала в советском плакате, массовой картине, лубке, открытке начала 1930-х гг. в контексте существовавшего соцзаказа и практики промышленного тиражирования в искусстве. В статье на основе анализа документальных источников, материалов художественной критики 1930-х гг., а также актуальных исследований рубежа XX–XXI вв. излагаются предпосылки и особенности картинно-плакатной изопродукции. Важное место отводится характеристике и анализу образов индустриализации Урала в плакате, массовой картине, лубке и открытке, приводятся трактовки отдельных сюжетов и композиционного устройства изображений. На примере тиражных произведений начала 1930-х гг., а также предметов оригинальной живописи и графики, созданных специально для репродуцирования, рассматриваются особенности и специфика соцзаказа в использовании промышленных способов в изготовлении и дистрибьюции изобразительного искусства.


Ключевые слова


советское искусство; индустриализация Урала; плакат; лубок; массовая картина; открытка; искусство 1930-х гг.; соцзаказ; тиражное искусство; агитационное искусство

Полный текст:

PDF

Литература


Degot’, E. (2000). Russkoe iskusstvo XX veka [Russian Art of the 20th Century]. Moscow: Trilistnik.

Degot’, E. (2005). Transmedial’naia utopiia zhivopisi sotsialisticheskogo realizma [Transmedial Utopia of Socialist Realist Painting]. In H. Günther, & S. Hänsgen (Eds.), Sovetskaia vlast’ i media: sbornik statei [Soviet Governance and Media: Collection of Articles] (pp. 204–2016). St Petersburg: Akademicheskii proekt.

Degot’, E. (2006). Iazyk sotsialisticheskogo realizma i nasledie russkogo avangarda: Sud’ba “transmedial’noi utopii” [The Language of Socialist Realism and the Legacy of the Russian Avant-garde: The Fate of the “Transmedial Utopia”]. In Kul’tural’nye issledovaniia: sbornik nauchnykh rabot [Cultural Studies: Collection of Scientific Works] (pp. 202–216). St Petersburg, Moscow: European University at St Petersburg Press; Letnii sad.

Goroshchenko, G. T. (1933). Sovetskaia massovaia kartina [Soviet Mass Painting]. Moscow; Leningrad: OGIZ-IZOGIZ.

Günther, H., & Hänsgen, S. (2005). Vvedenie [Introduction]. In H. Günther, & S. Hänsgen (Eds.), Sovetskaia vlast’ i media: sbornik statei [Soviet Governance and Media: Digest of Articles] (pp. 5–16). St Petersburg: Akademicheskii proekt.

Maca, I. (1929, May). Itogi i perspektivy khudozhestvennoi praktiki [Results and Prospects of Artistic Practice]. Pechat’ i revoliutsiia, 5, 49–61.

Manin, V. S. (2008). Iskusstvo i vlast’. Bor’ba techenii v sovetskom izobrazitel’nom iskusstve 1917–1941 godov [Art and Power. The Struggle of Movements in Soviet Fine Art in 1917–1941]. St Petersburg: Aurora.

Nikolaeva, M. F. (2012). Sovetskii plakat (1917–1941): mezhdu iskusstvom i mediinoi tekhnologiei [Soviet Poster (1917–1941): Between Art and Media Technology]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 3, 129–132.

Polonsky, V. P. (1925). Russkii revoliutsionnyi plakat [Russian Revolutionary Poster]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo.

Povolotskaya, E., & Ioffe, M. (1948). Tridtsat’ let sovetskogo plakata [Thirty Years of Soviet Posters]. Moscow; Leningrad: Iskusstvo.

Stepanyan, N. S. (1995). Zametki ob izuchenii “sotsrealizma” v kontse XX veka [Notes on the Study of “Socialist Realism” in the Late 20th Century]. In A. V. Dekhtereva, & N. S. Stepanyan (Eds.), Puti i pereput’ia. Materialy i issledovaniia po otechestvennomu iskusstvu XX veka [Ways and Crossroads. Materials and Research on the Russian Art of the 20th Century] (pp. 272–288). Moscow: NII Rossiiskoi akademii khudozhestv.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2024.26.3.052

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru