ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
![cover](/public/journals/5/journalThumbnail_ru_RU.png)
В статье анализируется деятельность комбинатов Ленинградского отделения Художественного фонда СССР в середине — второй половине 1950-х гг. В структуре Ленинградского отделения Художественного фонда СССР в этот период существовало два комбината, деятельность которых была связана со сферой художественной промышленности: Живописно-скульптурный комбинат и Художественно-оформительский комбинат. Их материалы, сохранившиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, позволяют уточнить основные направления работы Художественного фонда по формированию жизненной среды советского человека рассматриваемого периода. Переход от эпохи позднего сталинизма к эпохе оттепели означал существенные перемены в образах и структурах этой жизненной среды. Анализ деятельности комбинатов позволяет лучше понять, как именно на уровне конкретных производственных практик происходили воплощение, внедрение и распространение этих образов. Трудности, с которыми сталкивались комбинаты, были существенным фактором, корректировавшим установки, на которых должна была базироваться их деятельность. Важнейшими проблемами были неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие современного оборудования и обученных кадров. Несмотря на декларируемое властями внимание к развитию декоративно-прикладного и промышленного искусства как факторов формирования жизненной среды советского человека, решение этой проблемы затягивалось ввиду отсутствия необходимого финансирования. Во многом стихийно формировался ассортимент выпускаемой продукции. Значительную роль в его определении играли сами художники. Изменения в сюжетах и образах выпускаемой комбинатами продукции в рассматриваемый период ранней оттепели позволяют проследить как именно происходило формирование так называемого ленинградского стиля. Существенным фактором оказалось здесь отложенное празднование 250-летнего юбилея Ленинграда, ставшее также одним из маркеров наступления новой политической эпохи. Представляется, что все отмеченные выше обстоятельства, связанные с реальными практиками производства элементов жизненной среды советского человека, следует учитывать при анализе общего плана камерной пропаганды эпохи.
Ainutdinov, A. S. (2021). Iz istorii Sverdlovskogo otdeleniia Khudozhestvennogo fonda SSSR 1940-kh godov: rozhdenie organizatsii i nachalo ee raboty [On the History of the Sverdlovsk Branch of the USSR Art Fund of the 1940s: The Emergence of the Organization and the Beginning of its Work]. Iskusstvo Evrazii, 3 (22), 10–21.
Belyaeva, E. V. (2014). Sobolevskii Konstantin Mikhailovich. In Stranitsy pamiati. Spravochno-biograficheskii sbornik. 1941–1945. Khudozhniki Sankt-Peterburgskogo (Leningradskogo) Soiuza khudozhnikov — veterany Velikoi Otechestvennoi voiny [The Pages of Memory. Biographical Dictionary. 1941–1945. Artists of the St Petersburg (Leningrad) Union of Artists are Veterans of the Great Patriotic War] (Vol. 2, p. 379). St Petersburg: Petropolis.
Mosyakin, A. G. (2014). Strasti po Filonovu: Sokrovishcha, spasennye dlia Rossii [The Filonov Passion: The Treasures Rescued for Russia]. St Petersburg: Amphora.
Sapanzha, O. S. (2023). Morfologiia veshchnogo mira kontsa 1940-kh — serediny 1960-kh godov i “plan kamernoi propagandy” v proizvedeniiakh predpriiatii khudozhestvennoi promyshlennosti Leningrada [The Morphology of the Material World and the “Plan of Chamber Propaganda” in Leningrad Art Industry Works of the 1940s–1960s]. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2, 149–168. https://doi.org/10.21638/spbu19.2023.208
Stepanova, D. G. (2023). Forma i dekor v proizvedeniiakh dekorativnogo iskusstva Leningrada: k opredeleniiu spetsifiki khudozhestvennogo naslediia [Issues of Form and Decor in the Applied Art of Leningrad: Towards the Definition of Art Heritage as a Concept]. Muzei. Pamiatnik. Nasledie, 1(13), 5–13.
Sychenkova, L. A. (2022). Obraz Ieremii Isaevicha Ioffe v pis’makh i vospominaniiakh rodstvennikov i uchenikov [The Image of Ieremia Isaevitch Joffe in the Letters and Memoirs of His Relatives and Students]. In L. P. Repina, & N. I. Nedashkovskaya (Eds.), Istoriki ob istorikakh. K iubileiu professora G. P. Miagkova [Historians about Historians. Festschrift in the Honour of Professor G. P. Miagkov] (pp. 209–233). Moscow: Aquilon.
Zhuang, Yuj (2017). Teatral’naia tsenzura Leningrada. 1953–1964 gg. [Theatre Censorship in Leningrad. 1953–1964] (doctoral dissertation). St Petersburg State University, St Petersburg.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru