ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2
Статья посвящена одному из сложных вопросов в исследовании культурно-исторического наследия СССР — развитию художественной промышленности в послевоенные десятилетия, а именно назревшей проблеме необходимости атрибуции предметов тиражного направления деятельности предприятий. На примере свердловского завода «Русские самоцветы», ведущего художественного предприятия Уральского региона и, в рассматриваемый период, крупнейшего камнерезного завода СССР, раскрывается специфика деятельности художественно-промышленных предприятий.
Базирующаяся на изучении сохранившихся в Государственном архиве Свердловской области документов и произведений из музейных собраний статья раскрывает основные проблемы при атрибуции тиражных произведений завода. Так, в качестве одной из ключевых отмечена проблема датировки предметов, хранящихся в музейных собраниях. Модели, утвержденные в производство, могли выпускаться заводом на протяжении нескольких лет с возможностью последующего переутверждения. Все это затрудняет точную датировку изделий, но позволяет ее существенно ограничить. Существенное внимание в статье уделяется проблеме авторства предметов, обычно в каталожных записях приписываемого автору эскиза или модели, без упоминания непосредственного исполнителя предмета в материале — ключевого этапа в области художественной обработки цветного камня. Отдельное внимание уделено специфике взаимодействия свердловского завода «Русские самоцветы» с вышестоящими органами. Показано, что изменение подчиненности предприятия в середине 1960-х гг. оказало существенное влияние на дальнейшее развитие камнерезной деятельности завода, как в области бюрократического управления, так и, что более важно, в художественном аспекте.
Построенное в формате рассмотрения отдельных кейсов-примеров для каждой из отмеченных проблем исследование позволило продемонстрировать, с одной стороны, сложность производственных процессов, с другой — имеющиеся на сегодняшний день возможности существенного уточнения представленных в музейных каталогах сведений. Кроме того, была показана назревшая необходимость реконструкции истории деятельности крупного художественного предприятия Уральского региона, до настоящего времени описанной лишь общими словами через призму достижений выполнения пятилетних планов.
Alekseev, E. P., & Cherepov, V. A. (2007). Konev Vitalii Vikent’evich [Konev Vitaly Vikentievich]. In V. V. Blazhes, & M. A. Litovskaya (Eds.), Bazhovskaia entsiklopediia [Bazhov Encyclopaedia] (p. 213). Ekaterinburg: Ural University Press; Sokrat.
Budrina, L. A. (2022). Faberzhe, Konovalenko i ural’skie kamnerezy: mif i istoriia [Fabergé, Konovalenko and the Ural Stonecutters: Myth and History]. Iskusstvo Evrazii, 4(27), 58–71. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.004
Mikhailov, N. (1960). Krasotu v zhizn’ [Beauty in Life]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1, 1–3.
Sapanzha, O. S. (2021). Vazy, shkatulki i dekorativnye svetil’niki Leningradskogo zavoda farforovykh izdelii 1956–1966 gg.: kontekst, atributsiia, interpretatsiia [Vases, Caskets, and Decorative Lamps of the Leningrad Factory of Porcelain in 1956–1966: Context, Attribution, Interpretation]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 23(4), 65–78. https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.4.067
Shakinko, I. M., & Semenov, V. B. (1976). Zavod “Russkie samotsvety” [Russkiye Samotsvety Factory]. Sverdlovsk: Sredne-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo.
Vinokurov, S. E. (2022a). Mineralogicheskaia kollektsiia F. I. Chudnovskogo v sobranii Ekaterinburgskogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv: istoriia, sostav, znachenie [Mineralogical Collection of F. I. Chudnovsky in the Collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts: History, Composition, Significance]. In N. V. Vakalova, & O. S. Mamontova (Eds.), Mineralogiia v muzee: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Mineralogy in the Museum: Materials of the All-Russian Scholarly and Practical Conference] (pp. 19–23). Barnaul: OOO “AZBUKA”.
Vinokurov, S. E. (2022b). Sverdlovskii zavod “Russkie samotsvety” i Glaviuvelirprom v 1960-e: k probleme otnoshenii [The Russkiye Samotsvety Sverdlovsk Factory and Glavyuvelirprom in the 1960s: On the Problem of Relations]. Iskusstvo Evrazii, 1(24), 70–77. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.007
Vinokurov, S. E., & Budrina, L. A. (2021). Istoki ural’skoi iuvelirnoi shkoly v deiatel’nosti sverdlovskogo zavoda “Russkie samotsvety” [The Origins of the Ural Jewelry School in the Activities of the Russkiye Samotsvety Sverdlovsk Factory]. Akademicheskii vestnik UralNIIproekt RAASN, 3(50), 77–82. https://doi.org/10.25628/UNIIP.2021.50.3.013
Vinokurov, S. E., & Budrina, L. A. (2022). “Krasotu v zhizn’”. Razvitie suvenirnogo assortimenta Sverdlovskogo zavoda “Russkie samotsvety” v 1960-e gody [“Beauty into Life”. Development of Souvenir Assortment of the Russkiye Samotsvety Sverdlovsk Factory in the 1960s]. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury, 2(47), 43–57. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_2_43
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru