ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2

Тема театра, важная в творчестве как широко известного драматурга А. Н. Островского, так и «певца Урала» Д. Н. Мамина-Сибиряка, рассматривается в статье в нескольких аспектах. Сходство с Островским в пьесе Мамина «Золотопромышленники» («На золотом дне») (1887–1888) обнаруживается на уровне материала и сюжетики: исходная ситуация — умышленное банкротство и последующий просчет, переживаемый золотопромышленником Молоковым у Мамина и купцом Большовым у Островского («Свои люди — сочтемся»). Но предметом внимания в статье является неожиданная, на первый взгляд, близость «Золотопромышленников» к исторической драме Островского (написанной с участием С. А. Гедеонова) «Василиса Мелентьева». Ярко-драматическая роль Василисы Мелентьевой была одной из любимых ролей М. М. Абрамовой (Гейнрих), второй жены Мамина, он сам считал эту роль ее лучшей ролью. «Нераскаянный грех» (Н. А. Шалимова) — тема героинь и Островского, и Мамина. Однако, в отличие от драмы Островского, в социально-бытовой драме-комедии Мамина раскрывается тайная связь причин и следствий, вины и наказания; нравственное наказание постигает в конечном итоге всех героев, и пьеса обретает притчевое звучание.
Вторым аспектом театральной темы в статье является рассмотрение взаимоотношений театра и «публики» в повестях Мамина середины 1880-х гг. («Нужно поощрять искусство», «Буянка») и пьесах Островского, главным образом в его комедии «Таланты и поклонники». «Публика» у Островского получает дифференциацию в зависимости от того, кто апеллирует к ней: «солидные люди» — или сами актеры и антрепренер, нередко вынужденный говорить на языке денег, но никогда не забывающий о правде театра. В повестях Мамина «публика» — это «улица» в самом приземленном, потребительском виде, но это и образованные люди провинции, искренне любящие театр. Обнаруживается смысловая связь высказываний о театре и публике некоторых персонажей Мамина и самого Островского в записках последнего о положении театра и драматического искусства в России.
Nikolozi, R. (2019). Vyrozhdenie: literatura i psikhiatriia v russkoi kul’ture kontsa XIX veka [Degeneration: Literature and Psychiatry in the Russian Culture of the Late 19th Century]. Moscow: New Literary Review.
Pernikova, A. (2017). Kharakteristika publiki v zametkakh A. N. Ostrovskogo o teatre i komediia “Posledniaia zhertva” [Characteristics of the Public in A. N. Ostrovsky’s Notes on the Theatre and the Comedy The Last Victim]. In A. O. Burtseva, Yu. I. Krasnoselskaya et al. (Eds.), Tekstologiia i istoriko-literaturnyi protsess: V Mezhdunarodnaia konferentsiia molodykh issledovatelei: sbornik statei [Textology and Historical and Literary Process: V International Conference of Young Researchers, Collection Articles] (pp. 74–82). Moscow: Buki Vedi.
Shalimova, N. A. (2007). Chelovek v khudozhestvennom mire A. N. Ostrovskogo: uchebnoe posobie [A Person in the Artistic World of A. N. Ostrovsky: A Textbook]. Yaroslavl: Yaroslavl State Theater Institute.
Shchennikov, G. (2002). Neprochitannyi Mamin [Unread Mamin]. Ural, 11, 29—38.
Tikhomirov, V. V. (2018). P’esa A. N. Ostrovskogo “Vasilisa Melent’eva” kak istoricheskaia drama [A. N. Ostrovsky’s Play Vasilisa Melentyeva as a Historical Drama]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, 4, 92–97.
Udalov, V. L. (1971). Siuzhet i konflikt komedii D. N. Mamina-Sibiriaka “Na zolotom dne” [The Plot and Conflict of the Comedy by D. N. Mamin-Sibiryak At the Golden Bottom]. In Russkaia literatura 1870–1890 godov [Russian Literature of the 1870s–1890s] (Vol. 4, pp. 87–109). Sverdlovsk: [Ural State University].
Udalov, V. L. (2012). P’esa D. N. Mamina-Sibiriaka “Na zolotom dne” — final’naia redaktsiia “Zolotopromyshlennikov” [At the Golden Bottom by D. N. Mamin-Sibiryak — the final Edition of Gold Professors]. Ural’skii istoricheskii vestnik, 1, 97–102.
Zyryanov, O. V. (2015). Novoobretennaia povest’ D. N. Mamina-Sibiriaka “Rokovoi chelovek”: obosnovanie avtorstva [Newfound Story by D. N. Mamin-Sibiryak The Fatal Man: Justification for Authorship]. In O. V. Zyryanov (Ed.), Dergachevskie chteniia — 2014: Russkaia literatura: tipy khudozhestvennogo soznaniia i dialog kul’turno-natsional’nykh traditsii: materialy XI Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Ekaterinburg, 6–7 okt. 2014 g.) [Dergachev Readings — 2014: Russian Literature: Types of Artistic Consciousness and Dialogue of Cultural and National Traditions: Materials of the XI All-Russian Scholarly Conference with International Participation (Ekaterinburg, October 6–7, 2014)] (pp. 233–240). Ekaterinburg: Ural University Press.
Zyryanov, O. V. (2020). Dramaturgiia [D. N. Mamina-Sibiriaka] [Dramaturgy [D. N. Mamin-Sibiryak]. In E. K. Sozina (Ed.), Istoriia literatury Urala. XIX vek [History of the Literature of the Urals. 19th Century] (Vol. 2, pp. 1235–1245). Moscow: Publishing House YASK.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru