Мифопоэтические стратегии в тетралогии новой прозы Т. Толстой

Elena Vyacheslavovnа Radko

Аннотация


В работе проанализированы мифопоэтические стратегии в художественном мире Татьяны Толстой на примере четырех сборников («Легкие миры» (2014), «Невидимая дева» (2015), «Девушка в цвету» (2015), «Войлочный век» (2015)), составляющих тетралогию новой прозы писательницы. Выявлены особенности и основные мифопоэтические стратегии в художественном мире Т. Толстой. В частности, проанализировано обращение к мифологическим структурам, игра с разными видами мифов, использование мифологем и мифологических образов, включение мифологических сюжетов, создание мифологически окрашенного хронотопа. Показано, что способностью к мифотворчеству наделяется не только автор, но и многие персонажи произведений обозначенных сборников. Нередко позиция автора расходится с позицией героя в осмыслении мифа, и мы видим переход мифологизации в демифологизацию, иногда в ремифологизацию, когда автор «пересоздает», возрождает отмененный или перечеркнутый миф. В тетралогии новой прозы Т. Толстая нередко обнажает механизмы мифотворчества (на примере кино, литературы, живописи, истории). По итогам анализа сделаны выводы о причинах и целях обращения писательницы к структуре мифа и использованию приемов мифопоэтики. С помощью мифа Т. Толстая не только вырабатывает собственный узнаваемый авторский стиль, но и анализирует современную действительность в аксиологическом ключе: иногда это ирония или сатирическое осмысление реалий, обыгрывание культурных мифов, помещенных в современный мир, а иногда миф помогает дать четкую оценку происходящим событиям, выявить вечные ценности для человека и искусства.


Ключевые слова


Татьяна Толстая; поэтика художественного текста; мифопоэтика; стратегия; миф; художественный мир; авторский стиль

Полный текст:

PDF

Литература


Abasheva, M. P. (2001). Literatura v poiskakh litsa (Russkaia proza kontsa ХХ veka: stanovlenie avtorskoi identichnosti) [Literature in Search of a Face (Russian Prose of the Late Twentieth Century: The Formation of an Author’s Identity)]. Perm: Perm University Press.

Babenko, N. G. (2016). Lingvopoetika modalnosti v tekstovom prostranstve knigi Tat’iany Tolstoi “Legkie miry” [Linguopoetics of Modality in the Text Space of Tatyana Tolstaya’s Book Light Worlds]. In I. Yu. Kuksa (Ed.), Kategoriia modalnosti v rechevoi kommunikatsii [The Category of Modality in Speech Communication] (pp. 217–222). Kaliningrad: Baltic University Press.

Bryzgalova, M. D. (2020). Avtomif Tat’iany Tolstoi [Tatyana Tolstaya’s Automyth]. Izvestiia Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniia, nauki i kultury, 26, 4 (201), 52–59. https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.069

Eliade, M. (2014). Aspekty mifa [Aspects of Myth]. Mosсow: Akademicheskii proekt.

Fink, E. L. (2003). Mifologiia nashego vremeni i pozitsii pisatelia: o knige Tatiany Tolstoi “Den’: lichnoe” [The Mythology of Our Time and the Writer’s Position: About Tatyana Tolstaya’s Book Day: Personal]. In S. A. Golubkov, M. A. Perepelkin, & V. P. Skobelev (Eds.), Tretii Tolstoy i ego sem’ia v russkoi literature [The Third Tolstoy and his Family in Russian Literature] (pp. 231–137). Samara: Samara Region Administration Press.

Genis, A. (2009). Kak rabotaet rasskaz Tolstoi [How T. Tolstaya’s Story Works]. Zvezda, 9, 213–217.

Goscilo, H. (2000). Vzryvoopasnyi mir Tatyany Tolstoi [TNT: The Explosive World of Tatyana N. Tolstaya’s Fiction]. Ekaterinburg: Ural University Press.

Grafova, M. D. (2022). Novaia proza T. Tolstoi: osobennosti tvorcheskoi strategii [New Prose by T. Tolstaya: Features of Creative Strategy] (doctoral dissertation). Ural Federal University, Ekaterinburg.

Greshilova, A. V. (2018). Mifologizatsiia i demifologizatsiia v proze T. N. Tolstoi [Mythologisation and Demythologisation in T. N. Tolstaya’s Prose] (doctoral dissertation). Moscow State University, Moscow.

Kryrzanowskaja, O. E. (2005). Antiutopicheskaia mifopoeticheskaia kartina mira v romane Tat’iany Tolstoi “Kys” [The Dystopian Mythopoetic Picture of the World in Tatyana Tolstaya’s Novel The Slynx] (doctoral dissertation abstract). Tambov State University, Tambov.

Leiderman, N. L., & Lipovetsky, M. N. (2003). Sovremennaia russkaia literatura: 1950–1990-e gody: posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Modern Russian Literature: 1950s–1990s: A Handbook] (Vols. 1–2). Moscow: Academia.

Lipovetsky, M. N. (1997). Russkii postmodernizm (ocherki istoricheskoi poetiki) [Russian Postmodernism (Essays on Historical Poetics)]. Ekaterinburg: Ural Pedagogical University Press.

Lipovetsky, M. (2010). Paralogii: transformatsii (post)modernistskogo diskursa v russkoi kul’ture 1920–2000-kh godov [Paralogies: Transformations (Post)Modernist Discourse in the Russian Culture of the 1920s–2000s]. Moscow: New Literary Review.

Meletinsky, E. M. (2012). Poetika mifa [The Poetics of Myth]. Moscow: Akademicheskii proekt.

Ol’shansky, D. (2001). Spasibo nam: “Den”, esseisticheskii sbornik Tat’iany Tolstoi [A Thank You to Us: Day, an Essay Collection by Tatyana Tolstaya]. Nezavisimaia gazeta, 140, 7.

Os’mukhina, O. Yu. (2012). Literatura kak priem. Tat’iana Tolstaya [Literature as a Technique. Tatyana Tolstaya]. Voprosy literatury, 1, 41–53.

Plotnikova, A. A. (1995). Perekrestok [Crossroads]. In V. Ya. Petrukhin, T. A. Agapkina, L. N. Vinogradova, & S. M. Tolstaya (Eds.), Slavianskaia mifologiia: entsiklopedicheskii slovar’ [Slavic Mythology: Encyclopaedic Dictionary] (pp. 302–303). Moscow: Ellis Luck.

Surat, I. Z. (2014). Inogda liubov’ — novaia proza Tat’iany Tolstoy [Sometimes Love is the New Prose by Tatyana Tolstaya]. Znamia, 8, 188–201.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2025.27.1.005

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru