ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2

В статье рассмотрено участие Екатеринбургской думы в развитии городского образования в годы Первой мировой войны. Выяснено, что, несмотря на сложные условия войны и смены власти, создание начальных училищ повышенного типа и профессиональных курсов при них было одной из приоритетных задач городской власти. В контингенте учащихся высших начальных училищ преобладали выходцы из семей мещан и крестьян. Высшие начальные училища давали им не только законченное начальное образование, но и возможность продолжить образование в средних учебных заведениях при условии сдачи экзамена по иностранным языкам. Городская дума одобрила введение в образовательный курс высших начальных училищ немецкого, французского и английского языков. В статье представлен план создания в городе и Екатеринбургском уезде особой сети высших начальных училищ, разработанный на уездном совещании по развитию начального образования повышенного типа. Совещание состоялось в Екатеринбурге 12 ноября 1915 г. Сделан вывод о том, что высокий уровень самоорганизации общества и культурный опыт городских элит позволил екатеринбургским властям привлечь государственные средства для организации в городе профессионально-технических курсов. Основной состав их воспитанников составляли выпускники высших начальных училищ. Городские власти добились создания при 1-м высшем начальном училище химико-технических курсов (1916), при 2-м высшем начальном училище — чертежно-строительных курсов (1915). Курсы были бесплатными для слушателей. Их работа финансировалась за счет средств казны, города и земства. Создание профессиональных курсов было определенным ответом на вызовы, которые встали перед городом и страной в годы Первой мировой войны. Химико-технические курсы заложили основу Уральской школы инженеров-химиков. Чертежно-строительные курсы дали начало специальному строительному и архитектурному образованию.
Bakhtina, I. L., & Popov, M. V. (2016). Obshcheobrazovatel’nye shkoly i uchitel’stvo Ekaterinburga v gody rossiiskoi revoliutsii (fevral’ 1917 — iiun’ 1918 gg.) [Comprehensive Schools and Teachers in Ekaterinburg During the Years of the Russian Revolution (February 1917 — June 1918)]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 9, 123–135.
Bukin, A. M. (Ed.). (2012). Ekaterinburgskaia gorodskaia duma. 225 let: istoriia i sovremennost’ [Ekaterinburg City Duma. 225 Years: History and Modernity]. Ekaterinburg: Bank kul’turnoi informatsii.
Dneprov, E. D. (2011). Rossiiskoe obrazovanie v XIX — nachale XX veka [Russian Education in the 19th — Early 20th Centuries]. Moscov: Marios.
Dneprov, E. D. (Ed.). (1991). Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoi mysli narodov SSSR. Konets XIX — nachalo XX v. [Essays on the History of School and Pedagogical Thought of the Peoples of the USSR. Late 19th — Early 20th Centuries]. Moscow: Pedagogika.
Dorokhov, Yu. A. (Ed.). (2001). Blagotvoritel’nost’ na Urale [Charity in the Urals]. Ekaterinburg: SV-96.
Kazakova-Apkarimova, E. Yu. (2008). Formirovanie grazhdanskogo obshchestva: gorodskie soslovnye korporatsii i obshchestvennye organizatsii na Srednem Urale (vtoraia polovina XIX — nachalo XX v.) [Formation of Civil Society: Urban Class Corporations and Public Organisations in the Middle Urals (Second Half of the 19th — Early 20th Centuries)]. Ekaterinburg: UrO RAN.
Mikityuk, V. P., & Yakhno, O. N. (2014). Povsednevnaia zhizn’ Ekaterinburga na rubezhe XIX–XX vekov: ocherki gorodskogo byta [Everyday Life of Ekaterinburg at the Turn of the 20th Century: Essays on Urban Life]. Ekaterinburg: AMB.
Poberezhnikov, I. V. (Ed.). (2016). Aktory rossiiskoi imperskoi modernizatsii (XVIII — nachalo XX v.): regional’noe izmerenie [Actors of Russian Imperial Modernisation (18th — Early 20th Centuries): Regional Dimension]. Ekaterinburg: Bank kul’turnoi informatsii.
Pozdnyakov, A. N. (2005). Vlast’, obshchestvo i shkol’nye reformy v Rossii (konets XIX — nachalo XXI vekov) [Power, Society and School Reforms in Russia (Late 19th — Early 21st Centuries)]. Saratov: Saratov University Press.
Sysoeva, E. K. (2011). Shkola v gorode [School in the City]. In Ocherki russkoi kul’tury. Konets XIX — nachalo XX veka. T. 1: Obshchestvenno-kul’turnaia sreda [Essays on Russian Culture. Late 19th — Early 20th Centuries. Vol. 1: Social and Cultural Environment] (pp. 78–156). Moscow: Moscow University Press.
Zubkov, I. V. (2012). Sistema nachal’nykh i srednikh uchebnykh zavedenii v Rossii (1890–1916 gody) [The System of Primary and Secondary Educational Institutions in Russia (1890–1916)]. In A. T. Dmitriev (Ed.), Raspisanie peremen. Ocherki istorii obrazovatel’noi i nauchnoi politiki v Rossiiskoi imperii — SSSR (konets 1880-kh — 1930-e gody): sbornik statei [Schedule of Changes. Essays on the History of Educational and Scientific Policy in the Russian Empire — USSR (Late 1880s — 1930s): Collection of Articles] (pp. 88–149). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru