ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2

В статье исследуется организация военного обучения учащихся школ Ханты-Мансийского национального округа в 1941–1945 гг. Автор исходит из позиции, что на данном примере можно не только выявить реальные возможности школ советской провинции по подготовке бойцов Красной армии в экстремальных условиях военного времени, но и оценить результаты развития национального образования в регионе. Работа основывается на материалах местных архивов, а также воспоминаниях бывших учащихся региона в годы Великой Отечественной войны. При помощи историко-генетического и статистического методов выявляются истоки и результаты военного обучения в школах СССР, утверждается, что оно практиковалось, начиная с Закона о военной службе в Советском Союзе 1925 г., но с началом Второй мировой войны было окончательно оформлено в виде нового Закона о военной службе 1939 г., в постановлении Государственного Комитета Обороны от 17 сентября 1941 г. о всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР.
В результате в школах Ханты-Мансийского национального округа (современной Югры) был введен обязательный предмет «военное обучение». Он предполагал овладение учащимися строевой, тактической, огневой, противохимической подготовкой, навыками одиночного бойца Красной армии, а также групповых боевых действий. Однако материалы исследования свидетельствуют, что на практике в школах советской провинции имелись большие трудности с наличием учебного оружия, противогазов, лопат, спортивного инвентаря и даже географических карт и глобусов! Возникали также немалые проблемы с кадрами военных руководителей, уровнем их квалификации, из-за чего занятия по военному обучению далеко не всегда проводились на высоком уровне. Организация военного обучения в школах Югры в 1941–1945 гг. не только показала низкий уровень их материальной и кадровой обеспеченности, но и фактически отодвинула на второй план задачи развития в регионе национального образования, не имевшего особого значения в деле подготовки резервов для Красной армии.
Aver’yanov, A. V., & Gryadsky, D. M. (2020). Organizatsiia voennoi podgotovki i obucheniia na iuge RSFSR v pervyi period Velikoi Otechestvennoi voiny (1941–1942 gg.) [Organization of Military Training and Education in the South of the RSFSR During the First Period of the Great Patriotic War (1941–1942)]. Nauka. Obshchestvo. Oborona, 8(2), 18. https://doi.org/10.24411/2311-1763-2020-10239
Brandenberger, D. L. (2009). Natsional-bol’shevizm: Stalinskaia massovaia kul’tura i formirovanie russkogo natsional’nogo samosoznaniia. 1931–1956 [National Bolshevism. Stalinist Mass Culture and Formation of the Modern Russian National Identity, 1931–1956]. St Petersburg: Akademicheskii proekt; Izd-vo DNK.
Leshukova, E. V. (2023a). Praktika voenno-oboronnoi raboty po podgotovke boevykh rezervov dlia RKKA v 1941–1943 gg. na territorii Khanty-Mansiiskogo natsional’nogo okruga [The Practice of Military Defence Work in Preparing Combat Reserves for the Red Army on the Territory of Khanty-Mansi National Okrug in 1941–1943]. Omskii nauchnyi vestnik. Seriia Obshchestvo. Istoriia. Sovremennost’, 3, 33–41. https://doi.org/10.25206/2542-0488-2023-8-3-33-41
Leshukova, E. V. (2023b). Problemy natsional’noi politiki i obrazovannosti korennogo naseleniia Iugry v partiinoi dokumentatsii 1941–1944 gg. [Problems of National Policy and Education of the Indigenous Population of Ugra in the Party Documentation of 1941–1944]. Severnyi region: nauka, obrazovanie, kul’tura, 4, 35–42. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-5
Martin, T. (2011). Imperiia “polozhitel’noi deiatel’nosti”. Natsii i natsionalizm v SSSR, 1923–1939 [The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923–1939]. Moscow: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN); Fond “Prezidentskii tsentr B. N. El’tsina”.
Nomogoeva, V. V., & Tsyrenov, S. D. (2021). Voenno-patrioticheskoe vospitanie shkol’nikov v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (na primere Buriatii) [Military-patriotic Education of Schoolchildren During the Great Patriotic War (with Reference to Buryatia)]. Prepodavanie istorii v shkole, 8, 26–31.
Sarycheva, T. V., & Rostov, N. D. (2020). Voennoe obuchenie i voenno-fizicheskaia podgotovka uchashcheisia molodezhi Zapadnoi Sibiri kak chast’ sovetskoi kul’tury predvoennogo vremeni [Military Training and Military-physical Training of Students of Western Siberia as Part of the Soviet Culture of the Pre-war Period]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 457, 150–156. https://doi.org/10.17223/15617793/457/18
Speransky, A. V. (1996). V gornile ispytanii. Kul’tura Urala v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941–1945) [In the Crucible of Trials. The Culture of the Urals During the Great Patriotic War (1941–1945)]. Ekaterinburg: UrO RAN.
Stas’, I. N. (2020). Vozrozhdennye narody: natsional’noe grazhdanstvo indigennogo naseleniia Severa v pozdnem stalinizme [The Reborn Nations: The National Citizenship of the Indigenous Population of the North in Late Stalinism]. Ab Imperio, 3, 157–188. https://doi.org/10.1353/imp.2020.0060
Vycherov, D. A. (2020). Voennoe obuchenie shkol’nikov v kontse 1930-kh — 1945 gg. (na materialakh goroda Tiumeni) [Military Training of Schoolchildren in the Late 1930s–1945 (Based on the Materials of the City of Tyumen)]. Nauka. Obshchestvo. Oborona, 8(1), 7. https://doi.org/10.24411/2311-1763-2020-10226
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru