ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2

Тема Второй мировой войны продолжает оставаться популярной в англоязычной литературе. В статье анализируются романы ведущих писателей Британии и Австралии, написанные во втором десятилетии XXI в. и посвященные войне. Анализ проводится на широком историческом фоне с привлечением данных исторических и документальных источников, а также с опорой на национальную литературную традицию. Основные методы исследования включают историко-литературный анализ художественных произведений, а также их поэтологических характеристик. Цель анализа — выявление преемственности тенденций изображения войны в романах XXI в. по сравнению с романами ХХ в. и одновременно выявление новых тенденций, появившихся в литературе нового века. Подробно анализируются романы английской писательницы Кейт Аткинсон «Жизнь после жизни» (2013), «Боги среди людей» (2015), «Хозяйка лабиринта» (2018), а также австралийского писателя Ричарда Флэнагана «Узкая дорога на дальний север» (2013). В статье показано, что такие тенденции, как документализм, апелляция к опыту Первой мировой (Великой войны в сознании британцев), интерес к описаниям Блица (периода массированных бомбежек британских городов в 1939–1940 гг.) продолжают оставаться актуальными для англоязычной литературы нового века. С другой стороны, современные авторы напрямую соотносят изображения войны с проблемами национальной идентичности. Кроме того, все современные романы о войне отличаются сложной повествовательной структурой, своеобразным хронотопом и приемами, характерными для постпостмодернистской прозы (вариативность финалов, нелинейная композиция и пр.), что, по нашему мнению, объясняется своеобразием исторического периода создания романов.
Allen, W. (1965). The Modern Novel in Britain and the United States. New York: Dutton.
Bergonzi, B. (1980). Heroes’ Twilight: A Study of the Literature of the Great War (2nd ed.). London: Macmillan.
Birns, N. (2015). Contemporary Australian Literature: A World Not Yet Dead. Sydney: Sydney University Press.
Gorra, M. (2014, August 29). The Bridge to Nowhere. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2014/08/31/books/review/richard-flanagans-narrow-road-to-the-deep-north.html
Khabibullina, L. F. (2015). Vtoraia mirovaia voina v sovremennoi literature [World War II in Contemporary Literature]. Philology and Culture, 2 (40), 264–269.
Miller, K. (2009). British Literature of the Blitz: Fighting the People’s War. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Petrikovskaya, A. S. (1985). Puti i sud’by “anzakov”. Vtoraia mirovaia voina i avstraliiskii roman [The Paths and Fates of the Anzacs. World War II and Australian Novel]. In P. M. Toper (Ed.), Vtoraia mirovaia voina v literature zarubezhnykh stran [World War II in the Literature of Foreign Countries] (pp. 495–507). Moscow: Nauka.
Petrikovskaya, A. S. (1990). Avstraliiskii roman (literatura i obshchestvo) [Australian Novel (Literature and Society)]. Moscow: Nauka.
Podyvalova, I. A. (2015). Zhanrovaia struktura kontslagernogo romana [Genre Structure of the Concentration Camp Novel] (doctoral dissertation abstract). Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
Pong, B. (2020). Literature and Culture in Second World Wartime: For the Duration. Oxford: OUP.
Rawlinson, M. A. (2000). British Writing of the Second World War. Oxford: OUP.
Robb, L. (2015). “The Front Line”: Firefighting in British Culture, 1939–1945. Contemporary British History, 29(2), 179–198. https://doi.org/10.1080/13619462.2014.969715
Sarukhanyan, A. P. (1985). Chastnye sud’by liudei i istoriia [People’s Private Lives and History]. In P. M. Toper (Ed.), Vtoraia mirovaia voina v literature zarubezhnykh stran [World War II in the Literature of Foreign Countries] (pp. 466–494). Moscow: Nauka.
Sidorova, O. G. (2021). Sovremennyi postkolonial’nyi roman Velikobritanii i Avstralii: varianty voploshchenii [Contemporary Postcolonial Novel in Great Britain and Australia: Variants of Representation]. In O. A. Dzhumailo (Ed.), Dva veka angliiskogo romana [Two Centuries of the English Novel] (pp. 284–305). St Petersburg: Mamatov.
Sidorova O. G. (2023). Zhenskoe litso voiny v proze sovremennykh britanskikh pisatel’nits [Women at War in the Prose of Contemporary British Women Writers]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya, 15(2), 121–130. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-2-121-130
Stewart, V. (2011). The Second World War in Contemporary British Fiction. Secret Histories. Edinburgh: Edinburgh University Press.
Sudlenkova, O. A. (2008). English Literature on the Theme of the Second World War. Footpath. Contemporary British Fiction in Russian Universities, 1, 17–24.
Sudlenkova, O. A. (2015). Tragicheskii opyt voiny (Obzor angliiskoi literatury o Vtoroi mirovoi voine) [The Tragic Experience of War (A Review of English Literature on World War II)]. In O. Sudlenkova, Angliiskaia poeziia romantizma i sovremennaia proza [English Romantic Poetry and Modern Prose] (pp. 48–65). Minsk: MGLU.
Sudlenkova, O. A. (2022). Transformatsiia mifologemy soldatskogo vozvrashcheniia v angliiskoi i amerikanskoi literaturakh [Transformation of the Soldier’s Return Mythologeme in English and American Literatures]. Nauka i shkola, 1, 39–47. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-1-39-47
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru