ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2

В статье рассматривается процесс формирования индустриальной идентичности одного из крупнейших промышленных предприятий СССР и России — Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле. Выявлены важнейшие этапы этого процесса и ключевые элементы, из которых складывался дискурс об этом предприятии. Показано, что первоначальная характеристика завода в 1920–1930-е гг. строилась вокруг концепции «американской технологии» на Урале, делая акцент на новаторской для СССР производственной схеме, включавшей вагонный конвейер. Беспрецедентные для страны размеры цехов Уральского вагоностроительного завода, в частности, крупнейшего вагоносборочного цеха, позволяли характеризовать его как «Большой завод» (выражение писателя И. И. Ликстанова). Однако трудности, связанные с освоением поточно-конвейерного производства, не позволили Уральскому вагоностроительному заводу занять в советской публичной сфере место наравне с другими гигантами пятилеток. Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны Уральский вагоностроительный завод стал крупнейшим в мире производителем танков, а в последующие десятилетия сохранял оборонную составляющую в своей производственной программе, оборонная тематика вплоть до 1980-х гг. не играла значимой роли в представлениях о заводе, существовавших в публичной сфере. В 1950-х гг. сформировался взгляд на Уральский вагоностроительный завод как продолжателя исконной традиции «уральских мастеров», восходящей к XVIII в. (историзм), позднее складывается представление о заводе как о форпосте своеобразного производственного гуманизма (комфортная трудовая среда, формирование «нового человека»). Сделан вывод о том, что возникновение нарративной идентичности индустриальных производств, несмотря на существование определенных моделей, в значительной мере является продуктом уникальных для каждого конкретного предприятия факторов.
Bel’sky, I. Ya., & Padosek, M. M. (1935). Nizhnetagil’skii vagonostroitel’nyi zavod — Uralvagonzavod [Nizhny Tagil Railroad Car Factory — UralVagonZavod]. Proekt i standart, 3, 1–7.
Bogoslovsky, P. O. (1927). O postanovke kul’turno-istoricheskikh izuchenii Urala [On Setting up Cultural and Historical Research in the Urals]. Ural’skoe kraevedenie, 1, 33–37.
Bugrov, K. D. (2018). Sotsgoroda Bol’shogo Urala [Socialist Cities of the Greater Urals]. Ekaterinburg: Ural University Press.
Bugrov, K. D., & Zapariy, V. V. (2019). Tankostroenie v kontekste voenno-khoziaistvennoi strategii SSSR 1930-kh gg. [Tank Production in the Context of the Soviet Military and Economic Strategy of the 1930s]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 448, 108–118. https://doi.org/10.17223/15617793/448/14
Chistyakova, S. V. (2003). “Poeziia v slove Vagonka” [“Poetry in the word Vagonka”]. Nizhny Tagil: [s. n.].
Gagkuyev, R. G. (2019). Grazhdanskaia voina. Konflikt bez khronologii? [Civil War. Conflict without Chronology?]. Rossiiskaia istoriia, 1, 37–42. https://doi.org/10.31857/S086956870004218-0
Ilizarov, S. S. (2023). Sverdlovskii period istorika tekhniki V. V. Danilevskogo [The Sverdlovsk Period of the Historian of Technology V. V. Danilevsky]. Istoriia i sovremennoe mirovozzrenie, 4, 107–118. https://doi.org/10.33693/2658-4654-2023-5-4-107-118
Kazakova-Apkarimova, E. Yu. (2013). Problema regional’noi identichnosti ural’tsev v publitsistike i oblastnoi literature kontsa XIX — nachala XX veka [The Problem of the Regional Identity of the Urals in Journalism and Regional Literature of the Late 19th — Early 20th Centuries]. Izvestiia UrGEU, 2, 83–88.
Olokhova, O. L. (2016). Stroitel’stvo sotsialisticheskogo goroda pri Uralvagonzavode v 30-e gg. XX stoletiia [The Construction of a Socialist City at UralVagonZavod in the 1930s]. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia, 7, 128–131.
Rozhdestvenskaya, E. Yu. (2010). Narrativnaia identichnost’ v avtobiograficheskom interv’iu [Narrative Identity in an Autobiographical Interview]. Sotsiologiia: metodologiia, metody, matematicheskoe modelirovanie, 30, 5–26.
Strelkova, S. P., & Moreva, A. I. (2003). Uralvagonzavod. Stranitsy istorii [UralVagonZavod. Pages of History]. Nizhny Tagil: NTB UVZ.
Ust’yantsev, S. V. (2009). Ocherki istorii otechestvennoi industrial’noi kul’tury XX veka. Chast’ I: Ural’skii vagonostroitel’nyi zavod [Essays on the National Industrial Culture of the 20th Century. Pt. 1: UralVagonZavod]. Nizhny Tagil: OAO NPK “Uralvagonzavod”.
Ust’yantsev, S. V. (2016). Ural’skii vagonostroitel’nyi zavod. 80 let [UralVagonZavod. 80 Years]. Ekaterinburg: Alfa Print.
Zakharchuk, P. A., & Platitsyn, A. S. (2024). Ideologizatsiia v issledovaniiakh po istorii metallurgii v SSSR: problemy, voprosy, spory [Ideologization in Research on the History of Metallurgy in the USSR: Problems, Issues, Disputes]. Zhurnal Rossiiskogo natsional’nogo komiteta po istorii i filosofii nauki i tekhniki, 4, 154–172. https://doi.org/10.62139/2949-608X-2024-2-4-154-172
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru