ISSN: 2227-2283 (Print)
ISSN: 2587-6929 (Online)
DOI: 10.15826/izv2

Статья раскрывает значение одного из ключевых элементов буддийской иконографии — феномен мудры (перстосложение) и асаны (телоположение). Анализируется терминологическое разнообразие обозначения мудры и связанных с ней смыслов в исследовательской литературе, а также история этого феномена в культуре Индии как источнике формирования принципов буддийской иконографии и образности. На основании этимологического анализа, проведенного Д. Тодаро, и истории развития феномена мудры и асаны в искусстве буддизма разграничиваются эти лишь внешне сходные явления в культуре Индии в целом и буддийском искусстве в частности. Выделяются смысловые коннотации жеста и асаны в изображениях Будды Шакьямуни, связанных с историческим контекстом, и дальнейшее разнообразие этого феномена в иконографии бодхисаттв, обусловленное внутренними аспектами учения буддизма. Отдельно рассматривается значение жеста в практике и искусстве тантризма. Выдвигается тезис о том, что жест и асана в тантризме являются ключом к пониманию этого феномена в искусстве буддизма в целом, в том числе в более ранних изображениях, чем тантрические изображения. На нескольких примерах скульптурных изображений Будд и бодхисаттв, считающихся выдающимися примерами искусства буддизма (музеи Индии и Монголии), чья иконография включает в себя сходные мудры и асаны, показано разнообразие художественного образа, который рождается в пределах одной иконографии, анализируется и описывается в искусствоведческом ключе, в чем состоит разница между символическим началом жеста (мудры) и телоположения (асаны) и их художественными образами.
Anarina, N. G. (2003). Sakral’naia telesnost’ iaponskoi khudozhestvennoi veshchi [The Sacred Physicality of a Japanese Art Object]. In N. G. Anarina & E. M. Dyakonova (Eds.), Veshch’ v iaponskoi kul’ture [An Object in Japanese Culture] (pp. 185–201). Moscow: Vostochnaia literatura RAN.
Androsov, V. P. (2011). Indo-tibetskii buddizm: entsiklopedicheskii slovar’ [Indo-Tibetan Buddhism: Encyclopaedic Dictionary]. Moscow: Orientalia.
Becker, C. B. (1993). Hands of the Bodhisattva the Standardization of Mudrās in Japanese Buddhist Sculpture Prior to A.D. 1200. East and West, 43(1/4), 199–232.
Bel’chenko, N. E. (2022). Absoliut edinogo nachala i Absoliut bespredel’noi differentsiatsii: induistskii khram kak obraz Tancuiushchego Bozhestva [The Absolute of Single Beginning and the Absolute of Infinite Differentiation: The Hindu Temple as the Image of the Dancing Deity]. Ekaterinburg: Ural University Press.
Bir, R. (2011). Entsiklopediia tibetskikh simvolov i ornamentov [Encyclopaedia of Tibetan Symbols and Ornaments]. Moscow: Orientalia.
Bunce, F. W. (2005). Mudras in Buddhist and Hindu Practices: An Iconographic Consideration. New Delhi: D. K. Printworld.
Coomaraswamy, A. (1936). The Mirror of Gesture, Being the Abhinaya Darpaṇa of Nandikeśvara. New York: E. Weyhe.
Cowell, E. B. (2018). Jataka or Stories of the Buddha’s Former Births (Vol. 6). London: Forgotten Books.
Gonda, J. (1980). Vedic Ritual: The Non-Solemn Rites. Leiden: E. J. Brill.
Gopinath, & Ramana Rao, S. V. (1955). The Classical Dance Poses of India. Madras: Natana Niketan.
Pandey, D. B. (1978). The Dharmachakrapravartana in Literature and Art: The First Sermon of the Buddha. New Delhi: Oriental Publishers & Distributors.
Paribok, A. V. (2019). Voprosy Milindy [Questions of Milinda]. Moscow: Buddadharma.
Przyluski, J. (1936). Mudra. Indian Culture, II, 715–717.
Saunders, E. D. (1958). Symbolic Gestures in Buddhism. Artibus Asiae, 21(1), 47–63. https://doi.org/10.2307/3249027
Todaro, D. (1985). The Meaning of the Term Mudrā and a Historical Outline of “Hand Gestures”. Journal of Esoteric Buddhism, 151, 54–71.
Torchinov, E. P. (2017). Vvedenie v buddizm [An Introduction to Buddhism]. St Petersburg: Azbuka.
© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»
E-mail: izvestia.2@yandex.ru