Инклюзия в системе непрерывного образования

Лилиана Файберговна Гайнуллина, Елена Людвиговна Яковлева

Аннотация


В статье анализируется специфика инклюзивного образования как составной части системы непрерывного образования. Подчеркивается, что инклюзивное образование, сутью которого является совместное обучение и воспитание, не следует ограничивать только образованием инвалидов: к инклюзии наряду с инвалидами можно отнести и другие категории людей, так или иначе отличающихся от общепризнанной нормы, нетипичных, Других. Как подчеркивается в Саламанкской декларации 1994 г., разница между людьми – нормальное явление, и потому инклюзивное образование, учитывающее индивидуальность и ценность каждого человека, является самым эффективным способом борьбы с дискриминацией и построения общества, приемлемого для всех. Рекомендовано применение в инклюзивном образовании сочетания различных подходов: системного, командного, средового, кондуктивного, при этом приоритетным выступает индивидуальный подход с выраженным творческим началом.

Ключевые слова: непрерывное образование, инклюзивное образование, инклюзивный подход к бытию, проблема инвалидности, адаптация и интеграция инвалидов, индивидуальный подход как основа инклюзивного образования, понятие Другого/нетипичного.


Полный текст:

Без имени

Литература


Агацци Э. Идея общества, основанного на знаниях // Вопр. философии. 2012. № 10.

Гребенникова В. М., Никитина Н. И. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема // Там же. 2014. № 4.

Дорожная карта инклюзивного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/doroznaja_karta_inkljuzivnoogo_obrazovania.html (дата обращения: 25.07.2014).

Сообщества несут пользу школам // Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество. Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://rud.exdat.com/docs/index-827449.html?page=4#4116385 (дата обращения: 25.07.2014).

Подведены итоги первого социологического исследования проблем инвалидов в России [Электронный ресурс]. URL: http://saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=31962 (дата обращения: 25.07.2014).

Yakovleva Е. L. Value inclusive approach to being // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 5th International Academic Conference. Apr. 29–30, 2014. St. Louis, Missouri, USA. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2014. Р. 263–268.

Маслов А. Конфуций. Прогулки с мудрецом. Краснодар, 2010.

Шелер М. Формы знания и образование: доклад // Избранные произведения. М., 1994 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/sm.aspx?guid=289383 (дата обращения: 25.07.2014).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки