Зрелищность и участие: антагонистические категории анализа современных художественных практик

Надежда Асфановна Хисматулина

Аннотация


Cтатья посвящена разбору двух категорий современной художественной критики – «зрелищность» и «участие», являющихся центральными для анализа современных художественных практик. На материале актуальных художественных теорий в статье описывается появление во второй половине ХХ в. специфического критического отношения к созерцательности в качестве превалирующего способа зрительского восприятия. Это отношение оказывается в центре так называемого этического поворота в художественной критике и социального поворота в искусстве и реализуется в художественных стратегиях непосредственного вовлечения зрителя в структуру произведения, в трансформации зрителя в соавтора и соучастника художественного проекта и, наконец, в ожидании, что за расширением поля художественной практики последует развитие коллективного социального и гражданского праксиса.

Ключевые  слова: художественные практики, спектакулярность, партиципация, участие, социально-ангажированное искусство, этический поворот, Г. Дебор, К. Бишоп.


Полный текст:

Без имени

Литература


Bishop C. Participation and Spectacle: Where Are We Now? // Living As Form: Socially Engaged Art From 1991–2011. Cambridge, MA, 2012.

Bishop C. The Social Turn: Collaboration and Its Discontents. Artforum, 2006 (February).

Bishop С. Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship. L., 2012.

Bishop С. Participation and Spectacle: Where Are We Now? Presented as part of Living as Form Creative Time Lecture Series. Available at: . (Date accessed: 26.01.2015).

Bourriaud N. Relational Aesthetics. Dijon, France, 2002.

Groys B. On Art Activism // e-flux journal, 56, jun. 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.e-flux.com/journal/on-art-activism/ (date accessed: 28.04.2015).

Helguera P. Education for Socially Engaged Art. A Material and Techniques Handbook. N.Y., 2011.

Jackson S. Social Works: Performing Art, Supporting Publics. L., 2011.

Krauss R. The Cultural Logic Of The Late Capitalist Museum. October 54 (Fall 1990).

Kester G. H. Conversation Pieces: Community and Communication in Modern Art. Berkeley, 2004.

Kelly M. Participatory Art: Ethics and Politics // Book of abstracts of the 19th International Congress of Aesthetics “Aesthetics in Action”, Krakow, 2013. 28–29.

Larsen L. B. Social Aesthetics: 11 examples to begin with, in the light of parallel history. Afterall, no.1. L., 1999.

Ranciere J. Aesthetic Separation, Aesthetic Community: Scenes from the Aesthetic Regimes of Art // Art & Research, vol.2, no.1 (Summer 2008).

Ssorin-Chaikov N. Ethnographic Сonceptualism // Laboratorium: Russian Review of Social Research, North America, 5, jul. 2013 [Electronic resource]. URL: (date accessed: 26.01.2015).

Дебор Г. Общество спектакля / пер. Б. Неман // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3512/3513 (дата обращения: 28.04.2015).

Кракауэр З. Орнамент массы [Электронный ресурс]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/9903-mass-ornament (дата обращения: 28.04.2015).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Надежда Асфановна Хисматулина