Об успешных "гуманитариях" и неуспешных "технарях".По материалам эмпирических исследований

Олег Владиславович Лысенко

Аннотация


В статье анализируются представления об успехе, существующие в современном российском городе. Автор исходит из конструктивистской парадигмы, определяя успех как набор образов, создаваемый и поддерживаемый в обществе. Статья основана на данных социологического опроса, проведенного в Перми в 2012 г. Данный опрос показал, что жители современного российского города чаще ориентируются на такие образы успеха, как «профессионал» и «хороший, добрый человек». Горожане, получившие гуманитарное образование, чаще считают себя успешными, нежели горожане с техническим и естественно-научным образованием, что связано с различиями в мотивации получения образования, с бо́льшим соответствием гуманитарного образования современным требованиям и более универсальным характером гуманитарного образования.

Ключевые слова: успех, современный город, гуманитарное образование, техническое образование, Пермь. 


Полный текст:

Без имени

Литература


Барьеры и возможности реализации человеческого потенциала в Пермской городской агломерации / З. Замараева, О. Лысенко, Н. Панкратов, А. Шишигин и др. Пермь, 2013.

Большой толковый социологический словарь (Collins). М., 1999.

Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

Бурдье П. Структуры, габитус, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. С. 59–122.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1994.

Заболеваемость населения России в 2010 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.mednet.ru/ru/statistika/zabolevaemost-naseleniya/zabolevaemost-vsego-naseleniya.html (дата обращения: 10.05.2013).

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

Корниенко О. Ю. Социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе: гендерный аспект: автореф. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2011.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.

Меренков А. В. Особенности и проблемы формирования профессиональных ориентаций учащейся молодежи // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 31–37.

Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль : тексты. М., 1994. С. 379–448.

Пермь как стиль. Презентации пермской городской идентичности / под ред. О. В. Лысенко, Е. Г. Трегубовой. Пермь, 2013.

Рейтинг городов России по качеству жизни (Top-20) – 2010 год [Электронный ресурс]. URL: http://urbanica.spb.ru/?p=710 (дата обращения: 10.05.2013).

Рейтинг самых криминальных городов России [Электронный ресурс]. URL: http://news.rin.ru/news/167574/ (дата обращения: 10.05.2013).

Согомонов А. Ю. Генеалогия успеха и неудач. М., 2005.

Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914–1991). М., 2004.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. М., 1993.

Шматко Н. А. Введение в социоанализ Пьера Бурдьё // Бурдьё П. Социология политики. М., 1993.

Яцино М. Культура индивидуализма. Харьков, 2012.

Ferguson E. D. Motivation: An experimental approach. N. Y., 1976.

Homans G. Social Behavior. Its elementary forms. N. Y., 1974.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Олег Владиславович Лысенко