Принцип гуманизации в образовании и трансформация идей гуманизма в современном обществе

Лилиана Файберговна Гайнуллина, Елена Людвиговна Яковлева

Аннотация


В статье анализируется гуманизм как мировоззренческая доктрина, провозглашающая человека в качестве высшей ценности, которая начиная с Античности тесно вплетена в систему образования. Идея гуманизма с развитием общества и философской и педагогической мысли претерпела существенные трансформации. Подчеркивается, что современный глобализирующийся мир, мир высоких технологий, информатизации и виртуализации общества, имеет своей оборотной стороной нарастание глобальных проблем, кризисов и рисков, катастрофический рост отчуждения и дегуманизации. Отсутствие единого понимания гуманизма применительно к реалиям XXI в. приводит к появлению различных производных от гуманизма направлений, таких как постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм. Рекомендовано возрождать гуманизм и гуманное начало в человеке, возлагая ведущую роль в этом процессе на систему образования как единство обучения, воспитания и развития человека.

Ключевые слова: гуманизм, образование, постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм, евгеника, сверхчеловек, человек как высшая ценность.


Полный текст:

Без имени

Литература


Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2012.

Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. Т. 1.

Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.

Кант И. Критика практического разума // Соч.: в 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 2.

Кольцов Н. К. Улучшение человеческой природы // Русский евгенический журнал. 1922. Т. 1, вып. 1. С. 1–27.

Федоров Н. Ф. Собрание сочинений : в 4 т. М., 1995. Т. 2.

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

Эпштейн М. Н. Техногуманизм. Эстафета свободы и разума: от Бога к человеку и его творениям [Электронный ресурс]. URL: http://mikhail-epstein.livejournal.com/8106.html (дата обращения: 25.07.2013).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Лилиана Файберговна Гайнуллина, Елена Людвиговна Яковлева