«Универсум времени» в искусстве Пауля Клее: философская рефлексия и художественное воплощение

Елена Андреевна Голуб, Сергей Петрович Пургин

Аннотация


В статье предпринимается попытка раскрыть то представление о времени, которое, реализуясь в художественных работах мастера, будучи предметом рефлексии в его теоретических очерках, приобретает черты последовательно проводимой концепции и лежит в основе художественной системы Пауля Клее. Методологическим основанием такой попытки выступает предположение о единстве в синтетическом искусстве Клее художественного и интеллектуально-философского содержания. Исходя из этого, объектом анализа выступают в равной мере как живописные произведения, так и его тексты – статьи, доклады. Они образуют единство, в котором выражается философия Клее. Время в творчестве Клее раскрывается как сложное и многостороннее явление. На основе анализа художественных произведений мастера выделяются отдельные измерения времени, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют своего рода «Универсум времени». В результате появляется возможность проведения параллелей между концепцией времени у Клее и философскими концепциями времени, созданными в ХХ столетии. Вместе с тем это целое вовсе не обладает устойчивостью, стабильностью. Рассматривается природа того конфликта, который вносит в творчество Клее драматизм и создает ощущение ненадежности: столкновение времени самого творения (бытие) и индивидуального времени, времени художника. В заключение с точки зрения темы времени исследуется мотив ангелов, по-своему завершающий весь творческий путь Клее.

Ключевые слова: искусство Пауля Клее, движение, творение, время, измерение времени, ангелы.


Полный текст:

Без имени

Литература


Беньямин В. О понятии истории // Новое лит. обозрение. 2000. № 46. С. 81–90.

Голуб Е. А., Пургин С. П. Аналогия художник – Творец в искусстве Пауля Клее // 30 лет кафедре религиоведения Уральского федерального университета. Екатеринбург, 2017. С. 114–125.

Клее П. Пауль Клее об Эмиле Нольде по случаю его 60-летия // Нольде Э. Полотна. Акварели. Графика: Из собрания Фонда Эмиля Нольде в Зебюлле. М. ; Л., 1990.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1994.

Рильке Р.-М. Проза. Письма. Харьков ; М., 1999.

Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 391–406.

Labrusse R. La matière du temps // Klee P. L’Ironie à l‘oeuvre. P., 2016. P. 168–174.

Klee P. Journal. Trad. par Pierre Klossowski. P., 1959.

Klee P. Philosophie de la création // Klee P. Théorie de l’art moderne. Denoël, 1985. P. 57–62.

Klee P. Schöpferische Konfession. B., 1920.

Klee P. Tagebücher. Bern, 1988.

Klee P. Über die moderne Kunst. Bern – Bümpliz, 1945.

Stavrinaki M. «Le moment est venu». Paul Klee et l’expérience de l’histoire // Klee P. L’Ironie à l‘oeuvre. P., 2016. P. 228 – 233.

Watson S. H. Crescent moon over the rational. Philosophical interpretation of Paul Klee. Stanford, 2009.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Елена Андреевна Голуб, Сергей Петрович Пургин