Ценность профессионального владения иностранным языком будущими лингвистами: опыт эмпирического анализа

Мария Олеговна Гузикова, Татьяна Станиславовна Вершинина

Аннотация


Цель настоящей статьи – выявить спектр основных ценностных ориентаций, которые определяют изучение студентами, получающими профессию лингвиста, иностранных языков. С одной стороны, их квалифицированное использование для обеспечения коммуникации с теми людьми, для которых он является родным, выступает важнейшим условием будущей трудовой деятельности выпускников. С другой стороны, ценность любого иностранного языка заключается в возможности ознакомления с национальной культурой той страны, в которой он возник и функционирует для обеспечения определенного культурного единства его носителей. На материалах пилотного социологического исследования студентов бакалавриата первого года обучения направления «Лингвистика» показано, что ведущей ценностью изучаемого иностранного языка для них является возможность успешно решать задачи трудоустройства в качестве сотрудника отделов международного сотрудничества на предприятиях, в организациях, а также в качестве преподавателей в иностранном вузе, обеспечивая повышение своего социального статуса. Значимость квалифицированного владения иностранным языком как условием более глубокого понимания культуры той страны, для которой он является национальным, оказалась незначительной. Доминирует утилитарный подход к профессиональному овладению иностранными языками.       

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, установки, иностранные языки, студенты, полиязычная культура, мобильность, коннективность.


Полный текст:

Без имени

Литература


Орлов Б. В., Эйнгорн Н. К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993. С. 15.

Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 290.

Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М., 1990. С. 547.

Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; / под ред. М. С. Ковалевой. М., 1998. С. 17.

Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63–70.

Меренков А. В. Система детерминации человеческой деятельности. Екатеринбург, 2003. С. 131.

Власова В. Н., Кротов Д. В., Самыгин С. И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-molodezh-problemy-professionalnoy-orientatsii (дата обращения: 17.07.2018).

Меренков А. В., Шаврин В. С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1(95). С. 94–104.

Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2016.

Hoffmann C. An Introduction to Bilingualism. L., 1991.

Macias R. F. Minority languages in the United States, with a focus on Spanish in California. In G. Extra & D. Gorter. (eds.). The Other Languages of Europe. Clevedon, 2001. C. 333–354.

Edwards V. Multilingualism in the English-speaking World. Oxford, 2004.

Crystal D. A global language // English in the World. Routledge, 2013. С. 163–208.

Михайлов М. М. Двуязычие в современном мире. Чебоксары, 1988.

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Страноведение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.

Никольский Л. Б. Языковая политика как форма сознательного воздействия общества на языковое развитие // Язык и общество. М., 1968. № 4. С. 35–47.

Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

Bourdieu P. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 2. С. 137–150.

Kachru B. B. (ed.). The other tongue: English across cultures. University of Illinois Press, 1992.

Wei L. New Chinglish and the post-multilingualism challenge: Translanguaging ELF in China // Journal of English as a Lingua Franca. 2016. Т. 5, № 1. С. 1–25.

Pennycook A. The cultural politics of English as an international language. Taylor & Francis, 2017.

Гузикова М. О. Полиязычие в глобальных университетах: теория и практика: XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития : материалы Международ. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15–16 марта 2018 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург, 2018. С. 92–97.

Wright S., Lin Zh. Lingua francas com and go // Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики : монография / под ред. М. О. Гузиковой, А. Л. Неволиной ; М-во образования и науки Российской Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург, 2016. C. 115–121.

Урри Дж. Мобильности. М., 2012.

Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2016.

Савельева Е. П. Новые группы профессионалов в условиях мобильного сетевого общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 3. С. 67–82.

Приказ об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: https://programs.edu.urfu.ru/media/documents/00004174.pdf (дата обращения: 17.07.2018).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Мария Олеговна Гузикова, Татьяна Станиславовна Вершинина