Представления школьников и учителей о ценности современного общего образования: региональный аспект

Елена Викторовна Грунт, Алина Ильясовна Мухутдинова

Аннотация


Феномен ценности современного общего образования был проанализирован авторами с позиций институционального и аксиологического подходов. В рамках данных подходов общее образование, с одной стороны, рассматривается как важный социальный институт общества, с другой – как многогранный, полифункциональный феномен. Цель исследования – изучить представления школьников и учителей о ценности среднего общего образования, проблемах и факторах его формирования. Эмпирическую базу исследования представляют материалы социологического исследования, проведенного авторами в 2018 г. в общеобразовательных школах Екатеринбурга. Методы, используемые в исследовании, сочетают количественную и качественную стратегию. Исследование зафиксировало: общее (школьное) образование для большинства учащихся и их родителей является инструментальной ценностью, связанной с изменением статуса, престижа учащихся после окончания школы. Выявлен в обществе новый тренд: повышение ценности образования в целом, в том числе и среди учащихся школ, и снижение ценности школы. Школа перестает быть актуальным источником знаний, умений и навыков, теряет свою социальную значимость в глазах как родителей и детей, так и самих учителей.

Ключевые слова: ценность современного общего образования, школьники, инструментальная ценность.

Полный текст:

Без имени

Литература


Андреенкова A. B. Материалистические/постматериалистические ценности в России // Социс. 1994. № 11. С. 73–81.

Валиев Ш. З. Роль образования в общественном воспроизводстве // Экономика и управление. 2001. № 5. С. 65–68.

Воинова О. В. Мировой рынок образования // Социология образования. 2008. № 1. С. 56–82.

Галаган А. И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 61–75.

Krnjaja Ž. The curriculum ideologies: what to expect from education. Current state and perspectives in Serbia // Sociologija. 2014. 56. Р. 286–303. Doi:10.2298/SOC1403286K

Mojić D. Means of getting ahead in post socialist Serbia: perceptions and preferences of young people // Sociologija. 2012. 54. Р. 303–314. Doi:10.2298/SOC1202303M

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

Грунт Е. В. Жизненные и семейные ценности семей в современной России: региональный аспект. Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : коллектив. моногр. (по материалам ХХ Международ. конф., второй этап) при поддержке гранта РФФИ, проект «17-03-14132/17-ОГОН/. Екатеринбург, 2017.

Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1995

Мастикова Н. С. Ценности россиян: что следует из сопоставления статистик международных исследований // Социол. журн. 2013. № 1. С. 31–46

Порожняков А. С. Государственная, общественная и личностная ценность образования [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/gosudarstvennaya-obschestvennaya-i-lichnostnaya-tsennost-obrazovaniya%20(1).pdf (дата обращения: 01.05.2018).

Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Качество образования как ценность. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-obrazovaniya-kak-tsennost (дата обращения: 01.05.2018).

Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994.

Хлудеева И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsennostnyh-orientatsiy-na-razvitie-lichnosti (дата обращения: 01.05.2018)

Щелкунов М. Д. Образование как общественное благо и культурная ценность [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-obschestvennoe-blago-i-kulturnaya-tsennost (дата обращения: 13.03.2018).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Елена Викторовна Грунт, Алина Ильясовна Мухутдинова