Делёзианский подход к проблеме динамической субъективности: случай аутсайдер-арта

Александра Владимировна Володина

Аннотация


В статье предпринимается попытка создать новый концептуальный аппарат для исследования современного аутсайдер-арта с привлечением ряда понятий эстетики Ж. Делёза. Разработка новых подходов к изучению аутсайдер-арта, следующих тенденциям современной эстетики, является актуальной задачей в силу того, что эта сфера искусства слабо поддаётся семиотической дешифровке и искусствоведческому сравнительному анализу. Опираясь на концепцию субъективности в философии Ж. Делёза, где на смену понятию субъекта приходит динамическая, не тождественная себе субъективность, автор открывает возможность рассматривать образы аутсайдер-арта как акты «становления» в делёзианской трактовке понятия, сместив фокус исследовательского внимания с произведения как объекта на функционирование образа как процесс. Этот подход позволяет также предложить расширительное понимание знака в аутсайдер-арте и перевернуть бинарную схему «автор/произведение», включив историю автора в область художественного, а зону производства смыслов – в область внехудожественного.

Ключевые слова:  Жиль Делёз, аутсайдер-арт, наивное искусство, субъект, субъективность, образ, знак, становление.


Полный текст:

Без имени

Литература


Богемская К. Г. Искусство вне норм. М., 2017.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.

Делёз Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. СПб., 1998.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, М., 2010.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М. ; СПб., 1998.

Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / пер. с фр. Я. И. Свирского. М., 2001.

Петровская Е. В. Теория образа. М., 2010.

Суворова А. Искусство аутсайдеров и проблема методологии // Странный художник / cост. А. С. Мигунов. М., 2015. С. 178–184.

Суворова А. Тактики «маргиналов»: к проблеме методологии аутсайдерского искусства (постсоветский кейс) // Журн. исследований социал. политики. 2018. № 16(2). С. 237–250.

Cardinal R. Catalogue to Outsiders exhibition. L., 1979.

Cardinal R. Outsider Art. L., 1972.

Danto A. The End of Art: A Philosophical Defense // History and Theory. 1998. Vol. 37. № 4. P. 127–143.

Maclagan D. Outsider Art. From the Margins to the Marketplace. L., 2009.

Nancy J.-L. Introduction // Who Comes After the Subject? N. Y. ; L., 1991. P. 1–9.

Outsider Art // Visual Art Encyclopedia [Electronic resource]. URL: http://www.visual-arts-cork.com/definitions/outsider-art.htm (accessed: 25.11.2018).

Peirce C. S. Nomenclature and Divisions of Triadic Relations, as Far as They Are Determined // Essential Peirce. Vol. 2. Bloomington, 1998. P. 289–299.

What is Outsider Art? // Raw Vision [Electronic resource]. URL: http://rawvision.com/about/what-is-outsider-art (accessed: 25.11.2018).

Zourabichvili F. Deleuze. Une philosophie de l'événement. P., 1994.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Александра Владимировна Володина