ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ТИШИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. СИЛЬВЕСТРОВА

Татьяна Николаевна Смирнова

Аннотация


Поиск новых смыслов и методов воплощения в художественном творчестве экзистенциально-онтологических состояний бытия приводит композиторов к тишине. В статье рассматривается воплощение экзистенциала тишины в творчестве композитора Валентина Сильвестрова. Экзистенциал тишины раскрывается как онтологический феномен, связанный с Ничто и истиной, показывается, что в творчестве композитора он воплощается в процессе самопознания – «вслушивания в самого себя»; выявляется, что В. Сильвестров придает экзистенциалу тишины сакральное значение, его музыка берет свое начало из Ничто. Особое внимание обращается на вокальный цикл «Тихие песни», в котором экзистенциал тишины воплотился наиболее ярко.

Ключевые слова: тишина и молчание, экзистенциал, «Тихие песни», сакральное, бытие, время, В. Сильвестров, Ничто.

 


Полный текст:

Без имени

Литература


Бибихин В. В. Язык философии. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

Бондаренко И. А., Крутелевич А. В. Экзистенциалы как указатели, а не понятия // Norwegian Journal of development of the International Science. 2018. № 16. С. 64–65.

Бродова И. А. О сакральном смысле тишины в «Тихих песнях» Валентина Сильвестрова // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития: материалы II Международ. науч.-практ. конф., 20–21 апр. Ярославль, 2017. С. 34–37.

Бурханов Р. А., Никулина О. В. Концепция экзистенциалов в трактате М. Хайдеггера «Бытие и время» // Общество: философия, история, культура. 2018. № 6(50). С. 11–15.

Валентин Сильвестров. Музыка – это пение мира о самом себе… Сокровенны разговоры и взгляды со стороны: беседы, статьи, письма / сост. М. Нестьева. Киев, 2004.

Гагарин А. С. Экзистенция и экзистенциалы человеческого бытия в современной философской антропологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. № 12(62): в 4 ч. Ч. 2. 2015. C. 70‒73.

Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер., послесл. и коммент. В. Вениаминова. М., 1995.

Логинова М. В. Эстетический аспект молчания в культуре: С. Л. Франк и М. Хайдеггер // Международ. журн. гуманит. и естеств. наук. 2017. № 2.

Мартынов В. От иконосферы к иконе гламура. В поисках нового сакрального пространства: стеногр. Международ. науч.-методол. семинара: «Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное» под руководством А. М. Лидова [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fsynergiaisa (дата обращения: 10.03.2019).

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Чередниченко Т. В. Музыкальный запас, 70-е: Проблемы. Портреты. Случаи // Новое музыкальное обозрение. М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/gum.html (дата обращения: 13.03.2019).

Эпштейн М. Слово и молчание в русской культуре. Ирония идеала. Парадоксы русской литературы. М., 2015. С. 247–281.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Татьяна Николаевна Смирнова