«СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА» ИЛИ «ВЕЧНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ»: СРАВНЕНИЕ ДВУХ ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (ФАШИСТСКАЯ ИТАЛИЯ И СССР)

Татьяна Анатольевна Круглова

Аннотация


Статья посвящена исследованию проблемы темпоральных трансформаций в дискурсе художественной культуры тоталитарных режимов – от авангардистской интерпретации времени в футуризме к неоклассицистской. Основным вопросом дискуссий межвоенного периода стал концепт «современного» или «нового» искусства, базирующийся на трактовке понятия времени и его атрибутов, отличных от темпоральности предыдущей эпохи. На материале манифестов и программных заявлений представителей творческих групп, художественных критиков и идеологов доказывается, что футуристическая трактовка времени как силы вошла в преобразованном виде в неоклассицистский темпоральный режим, модернизирующий классическое наследие. В итоге концепт «современного искусства» включил в себя синтез актуальных тематизаций текущего времени с устоявшимися и авторитетными образами прошлого, создав парадоксальный сплав модусов будущего и прошлого. Анализ произведен на материале сравнения дискурсов в СССР и Италии межвоенного периода.

Ключевые слова: темпоральные режимы в искусстве, итальянский футуризм, советское изобразительное искусство 1920–1930-х гг., новоченто, метафизическая живопись, неоклассицизм, тоталитарное искусство, темпоральный поворот в модерне.


Полный текст:

Без имени

Литература


Вяземцева А. Г. Искусство тоталитарной Италии. М., 2018.

Гасснер Х., Гиллен Э. От создания утопического порядка к идеологии умиротворения в свете эстетической деятельности // Агитация за счастье. Бремен, 1994.

Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М., 2000.

Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб., 1999.

Иконников А. Утопическое сознание и архитектура ХХ века // Картины мира в искусстве ХХ века. Штрихи к портрету эпохи. М., 1994. С. 56–75.

Круглова Т. А. Нескромное обаяние соцреализма, или Советская художественность. Екатеринбург, 2005.

Степанян Н. Искусство России ХХ века. М., 1999.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Татьяна Анатольевна Круглова