ТРАНСФОРМАЦИЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ПАУЛЯ КЛЕЕ: ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ

Сергей Петрович Пургин

Аннотация


По путеводной нити той характеристики, которую П. Клее дал своему искусству в дневнике: «холодный романтизм», «романтизм без пафоса», – исследуется его отношение к исторической традиции романтизма. В центре внимания – романтическое представление о художнике и судьбе художника. Опираясь на литературные тексты Клее, которые являются своеобразным комментарием к живописи, в статье раскрывается, как тема судьбы преобразуется в тему времени. Предметом искусства мастера становятся структуры времени, лежащие в основе всякого формирования. Это соответствует тому отчужденному от земных и исторических обстоятельств романтизму, который Клее назвал «романтизмом без пафоса». Это также соответствует переходу от живописи фигуративной к абстракции. Место диалектики идеального замысла и материального воплощения у Клее занимает амбивалентность универсального/индивидуального. Всеобщие структуры времени остаются тем не менее структурами индивидуального сознания, что порождает в мире художника ощущение ненадежности, зыбкости существования.

Ключевые слова: искусство Пауля Клее, романтическая традиция, судьба, структуры времени, абстракция.

Полный текст:

Без имени

Литература


Голуб Е. А., Пургин С. П. «Универсум времени» в искусстве Пауля Клее: Философская рефлексия и художественное воплощение // Изв. УрФУ. Сер. 3 : Общественные науки. 2018. Т. 13, № 2(176). С. 152–164.

Новалис. Фрагменты. СПб., 2014. С. 290.

Нольде Э. Полотна. Акварели. Графика. М. ; Л., 1990.

Klee P. Gedichte. Zürich ; Hamburg, 2013.

Klee P. Le temps des Inventions. P., 2005.

Klee P. Schöpferische Konfession. B., 1920.

Klee P. Tagebücher. Bern, 1988.

Klee P. Théorie de l’art moderne. P., 1985.

Stavrinaki M. Le moment est venu. Paul Klee et l’experience de l’histoire // Klee P. L’Ironie à l’oeuvre. P., 2016. P. 228–233.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Сергей Петрович Пургин