2024-03-29T09:22:28Z
https://tempusetmemoria.ru/oai
oai:journals.urfu.ru:article/3601
2018-12-27T08:55:09Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристской парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук)
Закс, Лев Абрамович
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Гуманитарный университет
Философия
Статья посвящена анализу радикальных изменений, происходящих в культуре (в самом ее широком понимании) во второй половине ХХ – начале XXI в. Культурологически осмыслены основные радикальные инновации в природопреобразующей (технико-технологической), информационной, социально-организующей, духовной подсистемах культуры. Выделяются два их фундаментальных следствия. Первое: тотальное доминирование в жизни людей культуры как «искусственной» среды обитания, отодвигающее природу (как внешнюю, так и внутреннюю) на второй план, превращающее ее во многом в подчиненное культуре явление. Второе: становление новой, глубинной макропарадигмы культурного сознания: культуроцентристской, репрезентирующей специфическую реальность, бытийное лидерство и универсальную роль культуры. И все больше конкурирующую с базовой макропарадигмой культурного сознания на протяжении тысячелетий – природоцентристской. Показано утверждение новой парадигмы в философии и социогуманитарных науках.
Ключевые слова: культура, революция/эволюция в культуре, инновации в основных подсистемах культуры, новая социальность, тотальное доминирование культуры и новое, подчиненное положение природы, природоцентристская и культуроцентристская парадигмы культурного сознания.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3601
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Лев Абрамович Закс
oai:journals.urfu.ru:article/3404
2018-10-03T09:40:31Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Михаил Лифшиц в контексте 1930-х гг.: к вопросу определения понятия "советский интеллектуал"
Круглова, Татьяна Анатольевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Вершинин, Сергей Евгеньевич
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Философия
В центре статьи – постановка проблемы теоретического описания и исторической квалификации деятельности интеллектуалов в период 1930-х гг. в СССР. Михаил Лифшиц, как одна из влиятельных фигур в дебатах о социалистическом искусстве, как один из создателей марксистско-ленинской эстетики, активно действующий литературный критик, – репрезентативная фигура для определения границ между историей идей и историей интеллектуалов, автономией гуманитарной мысли и ее ангажированностью социально-идеологическими трендами. В качестве теоретической рамки анализа применен метод мотивирующих контекстов.
Ключевые слова: Михаил Лифшиц, международное движение «возвращение к порядку», советский журнал «Литературный критик», марксистско-ленинская эстетика, история советской литературной критики 1930-х гг., антиформалистская кампания.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-10-02 12:23:13
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3404
Tempus et Memoria; Том 13, № 3/179 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Татьяна Анатольевна Круглова, Сергей Евгеньевич Вершинин
oai:journals.urfu.ru:article/3602
2018-12-27T08:55:09Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Интерактивное искусство как фактор переписывания мира
Чистякова, Марина Георгиевна
Тюменский государственный университет
Философия; Философия культуры
Проблема взаимообусловленности мира и искусства рассматривается в контексте реляционной эстетики Н. Буррио, исследований актуального искусства П. Вайбеля, антропологии искусства А. Гелла, акторно-сетевой теории Б. Латура. Произведение искусства включено в многочисленные сети социальных отношений, оно обладает собственной агентностью, оказывает влияние на другие составляющие сети. Алгоритмы трансформации мира посредством искусства рассматриваются в данной статье на примере интерактивного искусства. Анализируются типы связей, возникающие в процессе художественной коммуникации в таких его проявлениях, как искусство объектное и перформативное.
Ключевые слова: интерактивное искусство, перформанс, художественная коммуникация.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3602
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Марина Георгиевна Чистякова
oai:journals.urfu.ru:article/3405
2018-10-03T09:41:23Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Формирование прото-поэтик: новые ипостаси поэтического
Богомяков, Владимир Геннадьевич
Тюменский государственный университет
Философия
Статья посвящена формированию новых поэтик, рассматривающих поэтическую деятельность вне рамок собственно поэтического текста. Сравнение позиций Аристотеля и М. Хайдеггера показывает отход от принципа мимесиса: поэзия больше не подражает реальности, она претендует на креацию оснований человеческого мира, на конструирование новых реальностей. Формируется новая разновидность поэтической деятельности, которая становится социальным действием и социальным взаимодействием. В этом контексте в статье рассматриваются геопоэтика, цифровая поэтика, зоопоэтика, коммуникационная поэтика.
Ключевые слова: новые поэтики, геопоэтика, цифровая поэтика, зоопоэтика, коммуникационная поэтика.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-10-02 12:23:13
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3405
Tempus et Memoria; Том 13, № 3/179 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Владимир Геннадьевич Богомяков
oai:journals.urfu.ru:article/3603
2018-12-27T08:55:09Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Противоречия в медиаобразе современного политика: случай Д. Трампа
Юрлова, Светлана Валерьевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Философия культуры
Статья посвящена проблеме конструирования социальной реальности современными СМИ. Опираясь на концепцию П. Бергера и Т. Лукмана, предпринимается попытка проанализировать кризисную ситуацию в политической жизни США. В качестве материала выбран образ Д. Трампа в ведущих СМИ. Утверждается, что в основе медиаконструкта лежит мифологема героя-трикстера, ломающего привычный порядок и действующего вопреки сложившимся нормам политической жизни. Основной вывод исследования состоит в том, что образ политика, создаваемый пиар-менеджерами, поглощается образом, который создается ключевыми СМИ. Современный политик является рабом той реальности, которая формируется СМИ и вынуждает его действовать в соответствии с этим образом.
Ключевые слова: социальное конструирование, герой-трикстер, политический миф, Д. Трамп, медиаконструкт.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3603
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Светлана Валерьевна Юрлова
oai:journals.urfu.ru:article/3406
2018-10-03T09:42:17Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Язык как праксис: к теории речевого акта Паоло Вирно
Третьяк, Артур Романович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Философия
В статье предпринята попытка реконструировать представления о природе речевого акта в политической философии Паоло Вирно. Современное состояние общества, постфордизм, характеризуется стиранием границ между трудом и действием, базисом этого изменения выступает изменение самих форм коммуникации. Труд приобретает черты политического действия, поскольку включает в себя необходимость постоянной коммуникативной кооперации между индивидами. В связи с этим Вирно пытается обосновать теорию речевого акта как публичного пространства, в котором каждый отдельный речевой акт представляет собой элементарную форму политического действия. Главными чертами такого действия являются зрелищность и виртуозность. Автор пытается обосновать связь между публичностью и речевым актом через понятие потенциальности как особой черты современной субъективности: множества, которое возникает под воздействием современных медиа.
Ключевые слова: современность, Вирно, множество, язык, коммуникация, публичность.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-10-02 12:23:13
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3406
Tempus et Memoria; Том 13, № 3/179 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Артур Романович Третьяк
oai:journals.urfu.ru:article/3604
2018-12-27T08:55:09Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Художественные особенности рекламного текста: опыт иконологического анализа
Мельникова, Светлана Витальевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Философия культуры
Рекламный текст мы рассматриваем как вид культурного текста, который отличается многоуровневостью и богатым коннотативным рядом. Мы опираемся на традицию понимания текста, созданную Р. Бартом и Ю. М. Лотманом. Рекламный текст может пользоваться художественными приемами, которые усиливают его как культурный текст, создавая эмоционально выразительный и эвокативный цельный «живой» образ. Предложенная в работе интерпретация рекламного видео бренда Mulberry основывается на иконологическом методе Э. Панофского, созданном для анализа художественных произведений. Иконологический анализ помогает раскрыть семантический ряд рекламных образов, имеющих дополнительное, «лишнее» значение и выводящих рекламу из однозначно коммерческого смыслового поля.
Ключевые слова: культурный текст, рекламный текст, художественный текст, коннотация, иконологический анализ, реклама.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3604
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Светлана Витальевна Мельникова
oai:journals.urfu.ru:article/3407
2018-10-03T09:42:54Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Протестная реакция зрителей на морально-провокационное искусство
Гомес, Каролина-Джоанна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия
В статье исследуется феномен протестной реакции зрителей на морально провокационное искусство. Деструктивное и конструктивное взаимодействие зрителя с искусством рассматривается как своеобразный способ коммуникации, интуитивной реакции на морально провокационное искусство, также выделяется ряд характеристик конфликтов вокруг современного искусства. На примерах нескольких кейсов протестной реакции зрителей на морально провокационные художественные произведения показана трансформация иконоборческих атак в публичный медиадискурс.Ключевые слова: протестная реакция, иконоборчество, оскорбительное искусство, душевные страдания, моральный вред, вандализм, разрушение изображений, общественная цензура, культурный конфликт, моральные провокации.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-10-02 12:23:13
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3407
Tempus et Memoria; Том 13, № 3/179 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Каролина-Джоанна Гомес
oai:journals.urfu.ru:article/3605
2018-12-27T08:55:09Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Моральный язык современного искусства в ситуации плюрализма моральных и художественных ценностей
Эйнгорн, Нонна Константиновна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Философия культуры; Этика
В статье ставится проблема необходимости и теоретических оснований выделения морального языка как специфического языка искусства. В качестве теоретических оснований рассматривается проблема соотношения этического и эстетического, морали и искусства, добра и красоты. Высказывается предположение о наличии и специфике морального языка не только в словесных видах искусства, но и в живописи, музыке, архитектуре, дизайне, наивном искусстве. Акцентируется имманентность морали искусству, морального дискурса – дискурсу художественному.
Ключевые слова: моральный язык искусства, калокогатия, моральный дискурс, художественный дискурс, морализирование, художественная мораль, моральный лектон.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3605
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Нонна Константиновна Эйнгорн
oai:journals.urfu.ru:article/3408
2018-10-03T09:43:30Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Ценность профессионального владения иностранным языком будущими лингвистами: опыт эмпирического анализа
Гузикова, Мария Олеговна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Вершинина, Татьяна Станиславовна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Социология
Цель настоящей статьи – выявить спектр основных ценностных ориентаций, которые определяют изучение студентами, получающими профессию лингвиста, иностранных языков. С одной стороны, их квалифицированное использование для обеспечения коммуникации с теми людьми, для которых он является родным, выступает важнейшим условием будущей трудовой деятельности выпускников. С другой стороны, ценность любого иностранного языка заключается в возможности ознакомления с национальной культурой той страны, в которой он возник и функционирует для обеспечения определенного культурного единства его носителей. На материалах пилотного социологического исследования студентов бакалавриата первого года обучения направления «Лингвистика» показано, что ведущей ценностью изучаемого иностранного языка для них является возможность успешно решать задачи трудоустройства в качестве сотрудника отделов международного сотрудничества на предприятиях, в организациях, а также в качестве преподавателей в иностранном вузе, обеспечивая повышение своего социального статуса. Значимость квалифицированного владения иностранным языком как условием более глубокого понимания культуры той страны, для которой он является национальным, оказалась незначительной. Доминирует утилитарный подход к профессиональному овладению иностранными языками.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, установки, иностранные языки, студенты, полиязычная культура, мобильность, коннективность.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-10-02 12:23:13
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3408
Tempus et Memoria; Том 13, № 3/179 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Мария Олеговна Гузикова, Татьяна Станиславовна Вершинина
oai:journals.urfu.ru:article/3606
2018-12-27T08:55:09Z
Izvestia3:%D0%9A%D0%A2%D0%B2%D0%AD%D0%9F
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Методологические аспекты изучения чтения современной молодежи
Аскарова, Виолетта Яковлевна
Челябинский государственный институт культуры
Философия; Философия культуры
В статье речь идет о методологических аспектах изучения чтения российской молодежи: обоснована необходимость формирования исследовательских подходов, связанных с трансформациями в книжном процессе, появлением новых дифференцирующих оснований взаимодействия с названной категорией читателей, необходимостью выявления стимулирующего или, напротив, угнетающего воздействия различных коммуникационных каналов. Представлены адекватные для нынешнего этапа развития цифровых технологий теоретические подходы исследования «Чтение российской молодежи в век цифровых технологий: стимулы и практики». Охарактеризованы базовые понятия исследования, показаны различия и эмпирические индикаторы практик чтения, практик читательской деятельности; рассмотрена значимая для современной молодежи система стимулов чтения на институциональном и неинституциональном уровнях. Сделаны выводы о необходимости разработки методов и приемов выявления практик чтения на основе произошедших в книжном процессе трансформаций, особенностей коммуникативного поведения и познавательной деятельности поколения зет, выявления действенных для него стимулов чтения и переосмысления деятельности институтов инфраструктуры чтения на основе субъект-субъектного взаимодействия с молодежью в реальном и сетевом пространствах.
Ключевые слова: поддержка и развитие чтения, наука о чтении, цифровое поколение, методология исследования, практики и стимулы чтения.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3606
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Виолетта Яковлевна Аскарова