2024-03-29T00:51:16Z
https://tempusetmemoria.ru/oai
oai:journals.urfu.ru:article/3764
2019-03-28T10:05:23Z
Izvestia3:%D0%9E%D0%BD%D1%82
P. Van Inwagen’s Meta-Ontology and its Roots in the Analytic Tradition
Метаонтология Питера ван Ивангена и ее корни в предшествующей аналитической традиции
Гусев, Максим Александрович
Философия
The article discusses meta-ontology of a contemporary analytic philosopher P. van Inwagen and is searching for its roots in the analytic tradition. Inwagen’s theses about being and their significance for determining how to conduct ontological disputes are being considered and analyzed. The line of thinking on the problem of existence from G. Frege to W. Quine, which led eventually to the formulation of Inwagen’s theses, is traced. Within the context of the works of Frege, Russell and Quine, Inwagen’s counterarguments against meinongians, neo-meinongians, and others are investigated. The author concludes that without the way undertaken in the preceding analytic tradition, Inwagen’s meta-ontology would be impossible. Key words: ontology, meta-ontology, being, existence, Inwagen, Frege, Meinong, Russell, Quine.
Статья посвящена метаонтологии современного аналитического философа Питера ван Инвагена, а также поискам ее корней в аналитической традиции. Рассматриваются и анализируются выдвинутые Инвагеном тезисы о бытии, а также их значение для установления того, как можно вести онтологические споры, какие аргументы в них приемлемы, а какие нет. Прослеживается путь мысли о проблеме существования от Г. Фреге до У. Куайна, сделавший в итоге возможной формулировку Инвагеном своих тезисов о бытии. С учетом контекста работ Фреге, Рассела и Куайна осмысляются контраргументы Инвагена против майнонгианцев, неомайнонгианцев, а также представителей некоторых других традиций. Делается вывод о том, что без пути, проделанного в предшествующей аналитической традиции, метаонтология Инвагена была бы невозможна.Ключевые слова: онтология, метаонтология, бытие, существование, Инваген, Фреге, Майнонг, Рассел, Куайн.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-03-27
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3764
Tempus et Memoria; Том 14, № 1/185 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 5-18
Tempus et Memoria; Том 14, № 1/185 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 5-18
2782-2087
rus
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3764/3011
(c) 2019 Максим Александрович Гусев
oai:journals.urfu.ru:article/95
2016-12-26T10:12:23Z
Izvestia3:%D0%9E%D0%BD%D1%82
Relation, Connection, Property, Thing: Conceptual Analysis
Отношение, связь, свойство, вещь (категориальный анализ)
Пивоваров, Даниил Валентинович
The author presents a conceptual analysis of four philosophical categories, highly abstract and interrelated: relation, connection, property and thing. Relation is defined as a way to grasp the being of things and as a condition to detect and implement properties that are hidden in things. Connection is understood as power contact among different things, i.e. as a direct or indirect unity and as mutual holding of things in space and time. Property is defined by the concise formula “certainty of mine in another”. Thing is conceived as a quality in the unity of its connections, relations and properties. Alternative views on the essence and relationship between philosophical categories of relation, connection, property and thing are outlined.Key words: relation, connection, property, power contact, heterodoxy, mine-other, thing.
В статье проводится авторский категориальный анализ четырех предельно общих и тесно сопряженных между собой философских категорий – отношения, связи, свойства и вещи. Отношение определено как способ сопричастного бытия вещей и условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Связь понимается как силовой контакт разных вещей, т. е. как прямое или опосредованное соединение и взаимное удерживание вещей в пространстве и во времени. Дефиницию свойства автор сжимает до формулы «определенность своего в ином». Вещь мыслится как качество в единстве его связей, отношений и свойств. Сопоставляются альтернативные точки зрения на сущность и взаимосвязь философских категорий отношения, связи, свойства и вещи.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2013-03-14
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://tempusetmemoria.ru/article/view/95
Tempus et Memoria; Том 8, № 1 (2013): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
Tempus et Memoria; Том 8, № 1 (2013): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
2782-2087
rus
https://tempusetmemoria.ru/article/view/95/87
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/3945
2019-10-10T06:27:31Z
Izvestia3:%D0%9E%D0%BD%D1%82
Discourse picture of the world: ontological analysis
ДИСКУРСИВНАЯ КАРТИНА МИРА: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Мельник, Александр Викторович
Шемонаев, Тимур Игоревич
Философия
In the article, the phenomenon of a discursive picture of the world is analyzed in an ontological perspective, and the authors also examine its correlation with the social order. The authors use the phenomenological-hermeneutic method, which allows them to clarify the specifics of being a discursive picture of the world in relation to language and social reality. Discourse as a statement exists as a current event. The discursive picture of the world is an open dynamic system of concepts, which, on the one hand, is formed under the influence of discursive practices, on the other hand, influences their intentionality. From an ontological point of view, this system is located between language and reality, influencing both language and reality.Key words: discourse, discursive picture of the world, language, consciousness, reality, communication, discursive practice, phenomenology, hermeneutics, event, state of affairs, quantum system.
В статье в онтологическом аспекте концептуализируется феномен дискурсивной картины мира, а также исследуется ее соотнесенность с социальным порядком. Авторами используется феноменолого-герменевтический метод, который позволяет прояснить специфику бытия дискурсивной картины мира в отношении к языку и социальной реальности. Дискурс как высказывание существует в качестве актуального события. Дискурсивная картина мира есть открытая динамическая система понятий, которая, с одной стороны, формируется под влиянием дискурсивных практик, а с другой – влияет на их интенциональность. С онтологической точки зрения эта система находится между языком и реальностью, оказывая влияние как на язык, так и на реальность.Ключевые слова: дискурс, дискурсивная картина мира, язык, сознание, реальность, коммуникация, дискурсивная практика, феноменология, герменевтика, событие, положение вещей, квантовая система.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-06-27
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3945
Tempus et Memoria; Том 14, № 2/188 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 5-13
Tempus et Memoria; Том 14, № 2/188 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 5-13
2782-2087
rus
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3945/3136
(c) 2019 Александр Викторович Мельник, Тимур Игоревич Шемонаев
oai:journals.urfu.ru:article/231
2016-12-26T10:11:52Z
Izvestia3:%D0%9E%D0%BD%D1%82
«Металингвистика» и онтология события: проблема свободы
Бакеева, Елена Васильевна
В статье рассматривается проблема свободы в контексте онтологизации языка, осуществляемой в ряде направлений современной философии. Онтологизация языка связывается в работе с оформлением так называемой онтологии события. Показано, что одной из установок последней выступает парадоксальное отрицание-утверждение субъектности и свободы. В качестве «позитивного полюса» онтологии события рассматривается концепция «металингвистики» М. Бахтина.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2012-12-17
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://tempusetmemoria.ru/article/view/231
Tempus et Memoria; Том 7, № 4 (2012): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
Tempus et Memoria; Том 7, № 4 (2012): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
2782-2087
rus
https://tempusetmemoria.ru/article/view/231/223
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/588
2016-12-26T10:12:53Z
Izvestia3:%D0%9E%D0%BD%D1%82
Time and Time Consciousness: Limitations of Phenomenological Analysis
Время и сознание времени: границы феноменологического анализа
Керимов, Тапдыг Хафизович
The article offers the critique of phenomenological interpretation of the internal time of consciousness. The author focuses on four elements of phenomenology of internal time consciousness. The analysis of these elements invalidates the fundamental claims of phenomenology with respect to internal time consciousness and calls into question Husserl’s notion of time and the whole project of transcendental phenomenology. The author relies on the concept of arche-trace, as employed by J. Derrida, for deconstructing traditional understanding of time and for formulating new definition that emancipates theory of internal time consciousness from the notion of extratemporal identity.Key words: internal time consciousness, phenomenology, time synthesis, infinite regression, absolute flux, arche-trace.
Статья посвящена проблеме феноменологического описания внутреннего времени сознания. На основании исследования четырех требований феноменологии внутреннего сознания времени осуществляется критика наиболее трудных – неразрешимых – утверждений феноменологии, что приводит к переосмыслению предложенной Гуссерлем идеи времени и ставит под вопрос возможность трансцендентальной феноменологии. Это позволяет, опираясь на концепцию архиследа Ж. Деррида, осуществить деконструкцию традиционного понимания времени и сформулировать новое определение, свободное от необходимости представления вневременного тождества в качестве основания для внутреннего времени сознания.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2013-12-25
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://tempusetmemoria.ru/article/view/588
Tempus et Memoria; Том 8, № 4 (2013): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
Tempus et Memoria; Том 8, № 4 (2013): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
2782-2087
rus
https://tempusetmemoria.ru/article/view/588/578
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2154
2017-04-05T08:32:29Z
Izvestia3:%D0%9E%D0%BD%D1%82
Continuity as an Ontognoseologycal Problem
Непрерывность как онтогносеологическая проблема
Бакеева, Елена Васильевна
Онтология; Философия
The article discusses the possibility of understanding continuity in the ontological context and the paradoxical nature of continuity as an existential ‘background’ for thinking about the being. The analysis focuses on a number of phenomena characterizing spiritual and moral, political and cognitive aspects of a modern person’s existence and requiring philosophical thematization of continuity. The research has involved the principal strategies used for understanding of the continuity paradox in the contemporary philosophy. The paradoxical strategy applied to understanding of continuity in a discrete act of the subject’s self-reflection is seen as the most consistent with the nature of the given problem.Key words: continuity, paradox, wholeness, subject, intuition, perception.
В статье рассматривается вопрос о возможности осмысления непрерывности в онтологическом аспекте. Выявляется и анализируется парадоксальный характер феномена непрерывности как бытийного «фона» мышления о сущем. Осуществляется анализ ряда феноменов, характеризующих духовно-нравственный, политический, познавательный аспекты существования современного человека и требующих философской тематизации непрерывности. Исследуются основные стратегии осмысления парадокса непрерывности в современной философии. В качестве наиболее отвечающей характеру данной проблемы утверждается парадоксальная стратегия осмысления непрерывности в дискретном акте саморефлексии субъекта.Ключевые слова: непрерывность, парадокс, целостность, субъект, интуиция, представление.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-12-23
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2154
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 5-16
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 5-16
2782-2087
rus
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2154/1952
(c) 2016 Елена Васильевна Бакеева
oai:journals.urfu.ru:article/2155
2017-04-05T08:32:29Z
Izvestia3:%D0%9E%D0%BD%D1%82
Analogy, Univocity, Difference: Analytical and Continental traditions of Understanding
Аналогия, однозначность, различие: аналитическая и континентальная традиции понимания
Керимов, Тапдыг Хафизович
Онтология; Философия
The problem of unity and plurality of meaning of being was the subject of extensive discussion in medieval philosophy. The discussion was actualised in the continental ontology in the second part of the twentieth century and reappeared unexpectedly at the beginning of the twenty-first century in the ontology and meta-ontology in analytic philosophy. Despite the different historical background and theoretical motives of this discussion, the whole complex of problems relating to the possibility of building the ontology and its system of concepts, was taken into consideration. The history of the problem, the ways of solutions of this problem in analytic philosophy, in the "mainstream ontology" and ontological pluralism are discussed in the article. The event is postulated as the initial problem of the methodology of convergence of the analogy and univocity.Key words: metaphysics, ontology, ontoteology, being, analogy, univocity, equivocity, monism, pluralism, difference, event.
Проблема единства и множества значений сущего стала предметом широкой дискуссии в средневековой философии. Эта дискуссия была актуализирована в рамках континентальной онтологии во второй половине ХХ в. и возрождается с неожиданной стороны в начале ХХI в. в онтологии и метаонтологии в аналитической философии. Несмотря на разные исторические предпосылки и теоретические мотивы этой дискуссии, в ней разыгрывается целая совокупность проблем, касающихся возможностей построения онтологии и системы ее понятий. В статье рассматриваются история проблемы, пути решения этой проблемы в аналитической философии в «мейнстрим онтологии» и онтологическом плюрализме. Событие постулируется в качестве исходной проблемы методологии совмещения аналогии и однозначности.Ключевые слова: метафизика, онтология, онтотеология, бытие, аналогия, однозначность, равнозначность, монизм, плюрализм, различие, событие.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-12-23
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2155
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 17-30
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 17-30
2782-2087
rus
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2155/1953
(c) 2016 Тапдыг Хафизович Керимов