2024-03-28T14:55:19Z
https://tempusetmemoria.ru/oai
oai:journals.urfu.ru:article/412
2016-12-26T10:07:56Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Архетип изменения: его место и роль в архаическом мифомышлении
Пятков, Никита Аркадьевич
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
В представленной статье анализируются классическая теория архетипов архаического мифологического мировосприятия. На основании анализа автор статьи склонен рассматривать миф как текст. Миф является определенным кодом. Формой кодирования выступают архетипические образы. Механизмом реализации архетипа изменения является ритм, реализующийся в непрекращающемся маятникообразном движении между членами бинарной оппозиции или триады – архетипическими образами. Автор приходит к выводу о том, что не существует бесконечного множества архетипов, он всего один. Он выступает одновременно и как субстанциональная основа, и как закон развития. Универсальную основу архаического мифологического мышления составляет архетип изменения.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2008-06-21 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/412
Tempus et Memoria; Том 3, № 5 (2008): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/368
2016-12-26T10:07:13Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Испанская картина мира: исходные условия формирования
Мельчакова, Юлия Сергеевна
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Испанская картина мира: исходные условия формирования
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2007-03-21 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/368
Tempus et Memoria; Том 2, № 2 (2007): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2768
2017-12-25T08:13:38Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
«Народные университеты» и учение Николая Грундтвига о преображении мира
Куропаткина (Зеленова), Оксана Владимировна
Центр изучения и развития межкультурных отношений
Эстетика; Философия; Философия культуры;
Статья посвящена идеям преображения мира и обожения просветителя Дании XIX в. Николая Грундтвига, взятым им из православной и немецкой мистики, а также из пиетизма, и их связи с созданием «народных университетов» – разновидностей лекториев и вечерних школ. Исследование проведено в рамках сравнительного метода. Изложены идеи Грундтвига об обожении и Софии Премудрости Божьей. Рассматриваются начальные этапы восхождения личности к Богу по Грундтвигу. Анализируется, каким образом Грундтвиг воплощал эти стадии в своей богословской мысли и политической деятельности. Исследуются концепция и история «народных университетов», яркого воплощения идей Грундтвига и их распространения в скандинавских странах. Сделан вывод о том, что идеи Грундтвига нашли социальное воплощение в грундтвигианском движении и новых образовательных формах.
Ключевые слова: Николай Грундтвиг, грундтвигианство, «народные университеты», Дания, скандинавские страны, преображение, обожение, София Премудрость Божья, православная мистика, немецкая мистика, пиетизм.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2017-12-20 15:27:18
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2768
Tempus et Memoria; Том 12, № 4/170 (2017): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2017 Оксана Владимировна Куропаткина (Зеленова)
oai:journals.urfu.ru:article/186
2016-12-26T10:11:24Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Современный сценический танец: классика, неоклассицизм, модерн
Петров, Олег Алексеевич
Свердловский Государственный Академический театр Драмы
Пургин, Сергей Петрович
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
В статье исследуются содержание и границы концепта «классичности» в искусстве ХХ в. на материале современного сценического танца. Сопоставляются определения классики, неоклассицизма и модерна в итоговых словарях и трудах французских и американских историков танца. В качестве основания определения «классичности» предлагается новое понимание телесности, истоки которого обнаруживаются в работах Ф. Ницше, М. Хайдеггера.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2012-03-16 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/186
Tempus et Memoria; Том 7, № 1 (2012): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/332
2016-12-26T10:09:35Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Этнокультурная система в современном социокультурном пространстве: синергетический аспект
Инкижекова, Мария Сергеевна
Уральский государственный горный университет
Как отмечают многие ученые, современный этап в развитии этнокультур можно охарактеризовать как кризисный, когда все труднее предусмотреть, к каким последствиям может привести то или иное событие, происходящее в модернизирующемся социокультурном пространстве. Синергетический подход дает возможность исследователям осмыслить феномен «культура этноса» в соответствии со сложившимися социокультурными реалиями.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2010-06-18 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/332
Tempus et Memoria; Том 5, № 2 (2010): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2185
2017-04-05T08:32:30Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Критический дискурс-анализ ключевых концептов в заявлении Б. Обамы: изменение политики в отношении Кубы
Forteza Fernandez, Rafael Filiberto
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Эстетика; Философия культуры;
В статье анализируются основные концепты в речи президента США, прозвучавшей в декабре 2014 г. и ставшей толчком для повторного установления отношений США с Кубой. Методологической основой исследования является критический дискурс-анализ. Автор приходит к выводу, что слова Б. Обамы отражают изменение политики США в отношении Кубы, но представляют собой односторонний монолог, где не обращается внимание на потребности и надежды, существующие на острове, что проявляется в пренебрежении и замалчивании важных кубинских национальных интересов. При погружении в различные геополитические контексты выясняется, что речь президента США строится вокруг одних и тех же аргументов, которые США использовали в течение более пятидесяти лет. Несмотря на изменившуюся ситуацию не только в Латинской Америке, но и во всем мире, США предсказывают сценарий изменений на Кубе для достижения тех же целей, что и в прошлом.
Ключевые слова: Обама, Куба, политика, изменения, демократия, права человека, расширение прав и возможностей, цветная революция.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-12-23 13:55:59
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2185
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2016 Rafael Filiberto Forteza Fernandez
oai:journals.urfu.ru:article/37
2016-12-26T10:10:36Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
«Несвободное» творчество: художник в эпоху модернизации
Неменко, Екатерина Петровна
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
В статье предпринята попытка проанализировать проблему социальной ответственности художника в условиях тоталитарного и либерального проектов модернизации. Два центральных опыта модернизации ХХ в. — советский и европейский — глубоко связаны друг с другом. Если конститутивным элементом европейского модерна является автономный субъект, то советский проект объявляет своей целью разрушение субъекта. На примере деятелей искусства и культуры раскрывается, как в советском обществе конструировался субъект и в чем его отличие от «классического» западного автономного субъекта.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2011-06-09 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/37
Tempus et Memoria; Том 6, № 2 (2011): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/3960
2019-10-10T06:51:29Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
ПРИВАТНОСТЬ, СКУКА И ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭПОХУ МОДЕРНА
Чеснокова, Леся Владимировна
Омский государственный университет путей сообщения
Философия
В статье рассматриваются изменения в буржуазной семье в эпоху модерна. В результате индустриализации происходит разделение публичного и приватного пространства, мужской и женской деятельности, основывавшееся на представлениях о различной природе полов. Активный, рациональный мужчина занимается профессиональной деятельностью, а слабая и эмоциональная женщина самой природой предназначена для семьи и материнства. Буржуазная женщина не имеет возможности работать вне дома, а ее домашняя деятельность лишается характера полезного труда, воспринимаясь как бессмысленная и монотонная и порождая ощущение скуки как состояния бесконечно длящегося, бесцельно проживаемого времени. Хотя возможность не работать была лишь у небольшого процента женщин, идеология сепаратных сфер понималась как идеал семьи для всех слоев общества. Этот влиятельный ментальный конструкт продолжает существовать и в наше время.
Ключевые слова: модерн, буржуазное общество, приватность, публичность, идеология сепаратных сфер, скука, гендерные отношения.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-06-27 12:00:54
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3960
Tempus et Memoria; Том 14, № 2/188 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Леся Владимировна Чеснокова
oai:journals.urfu.ru:article/275
2016-12-26T10:08:44Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Традиционная этническая культура как текст. Культурфилософский анализ
Инкижекова, Мария Сергеевна
Уральский государственный горный университет
В аспекте культурфилософского исследования традиционная этническая культура может быть представлена как «текст», изучение которого необходимо не только для познания культурных традиций и мировоззрения своего народа, но и для анализа современного состояния культуры этноса. Другими словами, изучение текста традиционной этнической культуры позволяет осмыслить проблемы текущего времени, ощутить современность как этап единого исторического развития в культуре этноса.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2009-09-18 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/275
Tempus et Memoria; Том 4, № 3 (2009): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/1995
2016-12-26T10:05:51Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Бидермайер как культурно-стилевой феномен
Устюгова, Елена Николаевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Философия; Эстетика; Культурология
Статья посвящена исследованию бидермайера как взаимосвязи стиля искусства, стиля культуры и стиля жизни с использованием комплексной методологии исследования: философско-теоретической, культурологической, историко-культурной, искусствоведческой. Источниками являются работы по методологии историко-культурологического анализа, философской теории стиля, исследованию культуры первой трети XIX в. Автор приходит к выводу, что бидермайер относится к культуре переходного типа, что его художественный язык отражает поиск своего культурного образа поколением буржуазного сообщества на основе присущего ему стиля жизни, ориентированного на жизненную практику.
Ключевые слова: стиль, культура, искусство, идентичность, переходность, ментальность, коммуникация, жизненный мир, полистилистика, стилизация, адаптация, образ, исторический контекст.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-07-04 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/1995
Tempus et Memoria; Том 11, № 2 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2016 Елена Николаевна Устюгова
oai:journals.urfu.ru:article/3616
2018-12-27T08:55:10Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Интеллектуальная рефлексия Первой мировой войны Рэндольфом Борном как инструмент анализа изменений социального пространства Европы начала XX в. (на примере велодвижения во Франции)
Сатыбалдина, Диана Кайратовна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Философия культуры
В данной статье автор пытается выявить особенности и тенденции существования государства во время войны, нашедшие отражение в не получившей широкой известности работе «Государство» американского мыслителя Р. Борна, являющейся его рефлексией на события Первой мировой войны, а также проанализировать, возможно ли найти подтверждение идеям Р. Борна в специфике развития социального пространства Европы начала XX века.
Ключевые слова: Первая мировая война, война и государство, американский антимилитаристский прагматизм начала XX в., социальное пространство межвоенного периода, французское велодвижние.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3616
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Диана Кайратовна Сатыбалдина
oai:journals.urfu.ru:article/471
2016-12-26T10:09:53Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Археология средневековой музыки
Аркан, Марина Юрьевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Статья посвящена рассмотрению особенностей отношения к понятию «музыка» в Средние века: двойственности восприятия ее как свободного искусства (ars liberalis) и как исполнительского ремесла, античных истоков этой двойственности и ее следствий в сфере теоретических изысканий мыслителей того времени.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2010-12-22 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/471
Tempus et Memoria; Том 5, № 4 (2010): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/369
2016-12-26T10:07:13Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Системность как методологическая ценность постнеклассической психологии культуры
Елисеева, Юлия Александровна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Системность как методологическая ценность постнеклассической
психологии культуры
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2007-03-21 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/369
Tempus et Memoria; Том 2, № 2 (2007): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2769
2017-12-25T08:14:15Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
«Как Янус или как двуглавый орел»: особенности отечественного ха-рактера и две традиции его интерпретации
Красиков, Владимир Иванович
Центр научных исследований Всероссийского государственного университета юстиции Министерства юстиции РФ
Эстетики; Философия; Философия культуры;
Объектом рассмотрения в данной статье являются две традиции философствования в России – партикуляристская и космополитическая – как репрезентанты разных сторон отечественной культуры и менталитета. Соответственно предмет исследования – взаимодействие и взаимодополняемость их концептуализаций национального характера в последующей российской истории мысли. Методологической основой исследования являются установки витальной культурологии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Кребер и М. Херсковиц). Автор последовательно рассматривает три модели национального характера – «неполноценной рациональности», «религиозного мессианизма» и «виталистскую». Главные результаты проведенного исследования: анализ особенностей проявления рациональности у россиян, применение модели «трехшаговой причинности» по отношению к объяснению национального характера.
Ключевые слова: национальный характер, особенности рациональности, витализм, религиозный мессианизм, партикуляризм, космополитизм, славянофильство и западничество, трехшаговая причинность, интеллигенция, историческое априори.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2017-12-20 15:27:18
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2769
Tempus et Memoria; Том 12, № 4/170 (2017): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2017 Владимир Иванович Красиков
oai:journals.urfu.ru:article/223
2016-12-26T10:11:42Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Серебряный век в мемуарах и автобиографиях современников
Лицук, Жанна Викторовна
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
В статье рассматриваются мемуары и автобиографии как источники для исследований культуры и истории Серебряного века. Автор, указывая на культурные и социальные факторы развития жанра мемуаристики и автобиографии в России, исследует, как в воспоминаниях деятелей культуры Серебряного века отразились характерные черты времени.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2012-09-17 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/223
Tempus et Memoria; Том 7, № 3 (2012): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/347
2016-12-26T10:06:53Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Художественность как бытийствование
Орлов, Борис Викторович
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Художественность как бытийствование
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2006-12-19 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/347
Tempus et Memoria; Том 1, № 1 (2006): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2287
2017-04-05T07:18:46Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Сибирская идентичность как конструкт: к постановке проблемы
Головнева, Елена Валентиновна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Философия культуры; Эстетика
В статье обосновывается необходимость методологического рассмотрения сибирской региональной идентичности в качестве конструкта. Показано, что, несмотря на современную политизацию сибирской идентичности, отмечаемое этносоциологами активное использование сибиряками маркера «сибирскости» при определении своей региональной принадлежности, сибирская идентичность до сих пор не получила содержательной характеристики в научной литературе. Опираясь на теоретический опыт анализа региональной идентичности в современных зарубежных исследованиях, автор формулирует возможные ориентации исследования сибирской идентичности, вытекающие из конструктивизма, показывается эвристичность применения конструктивистского подхода к изучению сибирской идентичности.
Ключевые слова: региональная идентификация, сибирская региональная идентичность, конструирование, конструкт, сибиряки, Сибирь.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2017-03-30 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2287
Tempus et Memoria; Том 12, № 1 (161) (2017): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2017 Елена Валентиновна Головнева
oai:journals.urfu.ru:article/38
2016-12-26T10:10:36Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Проблема образа и творческого воображения в эстетике Антонио Менегетти
Сергеева, Ольга Борисовна
Урало-Сибирский институт бизнеса
Статья посвящена проблеме образа и воображения в эстетике Антонио Менегетти, современного итальянского психолога, ученого, художника и общественного деятеля. Дается сравнительный анализ трактовки образа в эстетике и психологии с применением понятия бессознательного. Анализируется трактовка образа и воображения у А. Менегетти в отличие от трактовок Фрейда, Юнга, Башляра. Образ рассматривается как онейрический феномен, а воображение — как сон наяву. Изучаются закономерности формирования образа во взаимосвязи с экзистенциальной зрелостью художника. Вводятся понятия позитивного и негативного образа, патологического и здорового удовольствия, «открытой» и «вынужденной» фантазии.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2011-06-09 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/38
Tempus et Memoria; Том 6, № 2 (2011): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/3961
2019-10-10T06:52:05Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
РУССКИЙ АВАНГАРД 1920-х гг.: ДВА ПУТИ СХОЖДЕНИЯ ЖИЗ-НИ И ИСКУССТВА
Устюгова, Елена Николаевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Философия
В статье рассматривается судьба новаторских художественных идей и эстетических проектов в 1920-е гг., направленных на достижение гармонии бытия и духа, чувства и творчества человека. Сопоставляются две эстетические концепции – метафизическая и практическая. Их различие заключается в трактовке понятия «жизнь»: как космического или как социального мира. Метафизическая эстетика шла по пути развития новых потенциалов сознания человека, практическая эстетика стремилась к вовлечению человека в функциональное взаимодействие с материальным формотворчеством. Раскрываются черты утопизма идеи об определяющей роли искусства в достижении идеала совершенства мира и человека, трактовки «совершенства» как высшей степени внутренней интеграции человека и осуществления всеобщности человечества. Подвергается критике позиция Б. Гройса, утверждающего преемственную связь между авангардистским и тоталитаристским проектами.
Ключевые слова: авангард, эстетика, искусство, Кандинский, Малевич, конструктивизм, жизнь, форма, творчество, красота, совершенство, Гройс.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-06-27 12:00:54
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3961
Tempus et Memoria; Том 14, № 2/188 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Елена Николаевна Устюгова
oai:journals.urfu.ru:article/289
2016-12-26T10:08:53Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Создание миров: предъявление путей референции
Чайка, Евгения Павловна
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
В статье рассматривается понятие «референция» в контексте символической теории американского философа-аналитика Нельсона Гудмена. Описываются простые виды референции и способы создания миров. Устанавливается взаимосвязь конкретных способов создания миров и видов референции. Делается вывод о роли референции в процессе аналитической интерпретации произведения искусства.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2009-12-18 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/289
Tempus et Memoria; Том 4, № 4 (2009): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2180
2017-04-05T08:32:30Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Фотография как встреча: экзистенциальный аспект
Голуб, Елена Андреевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Пургин, Сергей Петрович
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Эстетика; Философия культуры;
Основываясь на теории знаков Ч. С. Пирса, согласно которой фотография представляет собой индекс, авторы пытаются описать временну́ю структуру фотографии. Время запечатленного момента длится во времени восприятия (в настоящем). Сами особенности восприятия фотообраза позволяют определить сущностную структуру фотографии как встречу.
Ключевые слова: экзистенциальный план, индекс, отпечаток, прошлое, настоящее, длительность, встреча.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-12-23 13:55:59
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2180
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2016 Елена Андреевна Голуб, Сергей Петрович Пургин
oai:journals.urfu.ru:article/3778
2019-03-28T10:14:37Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристской парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук)
Закс, Лев Абрамович
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Гуманитарный университет
Философия; Философия культуры
Статья посвящена анализу радикальных изменений, происходящих в культуре (в самом ее широком понимании) во второй половине ХХ – начале XXI в. Культурологически осмыслены основные радикальные инновации в природопреобразующей (технико-технологической), информационной, социально-организующей, духовной подсистемах культуры. Выделяются два их фундаментальных следствия. Первое: тотальное доминирование в жизни людей культуры как «искусственной» среды обитания, отодвигающее природу (как внешнюю, так и внутреннюю) на второй план, превращающее ее во многом в подчиненное культуре явление. Второе: становление новой глубинной макропарадигмы культурного сознания – культуроцентристской, репрезентирующей специфическую реальность, бытийное лидерство и универсальную роль культуры и все больше конкурирующей с базовой макропарадигмой культурного сознания на протяжении тысячелетий – природоцентристской. Показано утверждение новой парадигмы в философии и социогуманитарных науках.
Ключевые слова: культура, революция/эволюция в культуре, инновации в основных подсистемах культуры, новая социальность, тотальное доминирование культуры и новое, подчиненное положение природы, природоцентристская и культуроцентристская парадигмы культурного сознания.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-03-27 13:23:38
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3778
Tempus et Memoria; Том 14, № 1/185 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Лев Абрамович Закс
oai:journals.urfu.ru:article/1039
2016-12-26T10:13:52Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Чтение в культуре потребительского общества
Гудова, Маргарита Юрьевна
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Эстетика; Культурология
В статье рассматривается проблема трансформации практики чтения в культуре потребительского общества. Выявляется изменение мотивации чтения, потребности в чтении и ценностно-смыслового содержания практики чтения. Делается вывод, что чтение, существующее по законам потребления, превращается в симуляцию процесса культурной коммуникации, такую как чтение-болезнь или не-чтение.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2014-11-07 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/1039
Tempus et Memoria; Том 9, № 3 (2014): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/370
2016-12-26T10:07:13Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Поэзия С. Малларме в контексте неклассической культуры
Логинова, Марина Васильевна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Поэзия С. Малларме в контексте неклассической культуры
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2007-03-21 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/370
Tempus et Memoria; Том 2, № 2 (2007): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2770
2017-12-25T08:20:01Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Регулятивный компонент региональной идентичности: стратегии, ориентации и практики в Сибири
Головнева, Елена Валентиновна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Эстетика; Философия; Философия культуры;
В статье обосновывается идея о том, что регулятивный компонент региональной идентичности реализуется в предрасположенности жителей региона к определенным действиям на своей территории. На материале Сибирского региона анализируются конкретные поведенческие стратегии и практики сибиряков. Делается вывод о том, что в современной культуре набор таких стратегий и поведенческих ориентаций предстает как многослойный, включающий в себя активное взаимодействие с природой, заботу об обеспечении своей безопасности, коллективизм и солидарность, номадизм, коммеморативные практики, а также практики, связанные с освоением сибирского пространства.
Ключевые слова: региональная идентичность, культурные практики, поведенческие стратегии, солидарность, фронтир, Сибирь.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2017-12-20 15:27:18
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2770
Tempus et Memoria; Том 12, № 4/170 (2017): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2017 Елена Валентиновна Головнева
oai:journals.urfu.ru:article/239
2016-12-26T10:11:52Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Бытие ценностей и должного в культуре как предмет философского анализа
Амельченко, Светлана Николаевна
Магнитогорский государственный университет
Бытие ценностей и должного в культуре сообщает ей надбиологический статус, придает осмысленный и целенаправленный характер происходящим в ней процессам. Между тем их комплексное исследование в философской литературе отсутствует, что сужает поле теоретического познания культуры. По мнению автора, показ их структурно-функционального взаимодействия позволяет не только внести дополнительные коррективы в изучение культуры как системы, но и найти новые подходы к пониманию ее современных проблем, а также путей их решения.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2012-12-17 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/239
Tempus et Memoria; Том 7, № 4 (2012): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/348
2016-12-26T10:06:53Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Эстетическая форма мысли
Красноярова, Наталия Георгиевна
Омский государственный педагогический университет
Эстетическая форма мысли
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2006-12-19 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/348
Tempus et Memoria; Том 1, № 1 (2006): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2440
2017-07-01T06:57:16Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Культура империи, имперская культура, культурный империализм: осмысление методологических подходов
Гудова, Юлия Валерьевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Эстетика; Культурология; Философия культуры
В статье рассматривается многообразие научных подходов, изучающих культуру империй, имперскую культуру и культурный империализм. Обсуждаются достоинства и недостатки исторического и политологического подходов к изучению социокультурных и ментально-антропологических аспектов бытия современных форм империй и империализма. Делается вывод, что системно-структурный подход является наиболее продуктивным для исследования системы культуры и империи. На основе этого подхода предложена культурфилософская модель анализа имперской культуры, культуры империи и культурного империализма.
Ключевые слова: империя, культура империи, имперская культура, культурный империализм.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2017-06-29 09:23:07
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2440
Tempus et Memoria; Том 12, № 2/164 (2017): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2017 Юлия Валерьевна Гудова
oai:journals.urfu.ru:article/141
2016-12-26T10:10:45Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Интерпретация символа и его роли в культуре в аналитиче-ской психологии К. Г. Юнга
Фоминых, Елена Александровна
НОУВПО Гуманитарный университет
В статье рассматривается символ как центральный элемент динамики культуры. Культура обладает психологическими детерминантами, смысловыми узлами которых выступают архетипы. Архетипы проявляют себя в символах, вокруг смысла которых структурируются синхронистические события, определяющие развитие культуры.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2011-09-15 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/141
Tempus et Memoria; Том 6, № 3 (2011): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/3962
2019-10-10T06:52:42Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ТИШИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. СИЛЬВЕСТРОВА
Смирнова, Татьяна Николаевна
ФГАОУ ВО "УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Философия
Поиск новых смыслов и методов воплощения в художественном творчестве экзистенциально-онтологических состояний бытия приводит композиторов к тишине. В статье рассматривается воплощение экзистенциала тишины в творчестве композитора Валентина Сильвестрова. Экзистенциал тишины раскрывается как онтологический феномен, связанный с Ничто и истиной, показывается, что в творчестве композитора он воплощается в процессе самопознания – «вслушивания в самого себя»; выявляется, что В. Сильвестров придает экзистенциалу тишины сакральное значение, его музыка берет свое начало из Ничто. Особое внимание обращается на вокальный цикл «Тихие песни», в котором экзистенциал тишины воплотился наиболее ярко.
Ключевые слова: тишина и молчание, экзистенциал, «Тихие песни», сакральное, бытие, время, В. Сильвестров, Ничто.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-06-27 12:00:54
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3962
Tempus et Memoria; Том 14, № 2/188 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Татьяна Николаевна Смирнова
oai:journals.urfu.ru:article/290
2016-12-26T10:08:53Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Социокультурное воздействие архетипических символов рекламы
Сюткина, Елена Николаевна
Гуманитарный университет
Статья посвящена проблеме социокультурного воздействия архетипических символов рекламы и направлена прежде всего на исследование бессознательных основ рекламы, которые формируют ее символическую составляющую через такого посредника, как универсальные и культурные архетипы. В статье показано, что их предъявление обеспечивает выход из подсознательной сферы на уровень сознания определенной совокупности ассоциативных связей. Таким образом, автору удалось представить архетипические символы в рекламе как особую психическую систему, обладающую социально-управляющей ценностью.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2009-12-18 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/290
Tempus et Memoria; Том 4, № 4 (2009): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2182
2017-04-05T08:32:30Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Образ города и его функционирование в культурно-историческом контексте: к постановке проблемы (на примере Екатеринбурга)
Мельникова, Светлана Витальевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Поршнева, Ольга Сергеевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Эстетика; Философия культуры;
Исследование образа города находится в фокусе современной урбанистики, носящей междисциплинарный характер; оно имеет не только научное, но и прикладное значение, позволяет выявить психологические, эстетические, социокультурные факторы, влияющие на описание, оценку, а также привлекательность конкретного города. Категория «образ города» эвристична как в плане поиска оснований инвариантности городского текста, так и в плане стратегий создания городской привлекательности для жизни «креативного класса» и инвестиций. Именно образ города определяет его субъектность, «одушевленность», смысловую разницу между «жестким» и «мягким» городом; синтезирует частные впечатления о городе в общие смысловые инварианты; аккумулирует исторические роли города, очерчивая главную; позволяет отдельным («образоспособным») элементам городского пространства становиться выразителями системного содержания. Если внутренний образ вмещает инвариантные смыслы данного города, хоть и не сводится к ним, то внешний позволяет репрезентировать их в визуальном облике; оба они коррелируют с историческим и социокультурным контекстом, что ярко проявляется на примере исторической динамики образа Екатеринбурга.
Ключевые слова: город, образ города, образоспособность, историко-культурный контекст, символ, Екатеринбург, Свердловск.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-12-23 13:55:59
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2182
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2016 Светлана Витальевна Мельникова, Ольга Сергеевна Поршнева
oai:journals.urfu.ru:article/3779
2019-03-28T10:15:18Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Делёзианский подход к проблеме динамической субъективности: случай аутсайдер-арта
Володина, Александра Владимировна
Институт философии РАН
Философия; Философия культуры
В статье предпринимается попытка создать новый концептуальный аппарат для исследования современного аутсайдер-арта с привлечением ряда понятий эстетики Ж. Делёза. Разработка новых подходов к изучению аутсайдер-арта, следующих тенденциям современной эстетики, является актуальной задачей в силу того, что эта сфера искусства слабо поддаётся семиотической дешифровке и искусствоведческому сравнительному анализу. Опираясь на концепцию субъективности в философии Ж. Делёза, где на смену понятию субъекта приходит динамическая, не тождественная себе субъективность, автор открывает возможность рассматривать образы аутсайдер-арта как акты «становления» в делёзианской трактовке понятия, сместив фокус исследовательского внимания с произведения как объекта на функционирование образа как процесс. Этот подход позволяет также предложить расширительное понимание знака в аутсайдер-арте и перевернуть бинарную схему «автор/произведение», включив историю автора в область художественного, а зону производства смыслов – в область внехудожественного.
Ключевые слова: Жиль Делёз, аутсайдер-арт, наивное искусство, субъект, субъективность, образ, знак, становление.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-03-27 13:23:38
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3779
Tempus et Memoria; Том 14, № 1/185 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Александра Владимировна Володина
oai:journals.urfu.ru:article/1415
2016-12-26T10:15:19Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Зрелищность и участие: антагонистические категории анализа современных художественных практик
Хисматулина, Надежда Асфановна
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Философия; Культурология; Эстетика
Cтатья посвящена разбору двух категорий современной художественной критики – «зрелищность» и «участие», являющихся центральными для анализа современных художественных практик. На материале актуальных художественных теорий в статье описывается появление во второй половине ХХ в. специфического критического отношения к созерцательности в качестве превалирующего способа зрительского восприятия. Это отношение оказывается в центре так называемого этического поворота в художественной критике и социального поворота в искусстве и реализуется в художественных стратегиях непосредственного вовлечения зрителя в структуру произведения, в трансформации зрителя в соавтора и соучастника художественного проекта и, наконец, в ожидании, что за расширением поля художественной практики последует развитие коллективного социального и гражданского праксиса.
Ключевые слова: художественные практики, спектакулярность, партиципация, участие, социально-ангажированное искусство, этический поворот, Г. Дебор, К. Бишоп.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2015-06-30 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/1415
Tempus et Memoria; Том 10, № 2 (2015): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2015 Надежда Асфановна Хисматулина
oai:journals.urfu.ru:article/3255
2018-07-02T10:06:44Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
«Универсум времени» в искусстве Пауля Клее: философская рефлексия и художественное воплощение
Голуб, Елена Андреевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Пургин, Сергей Петрович
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Политология; Международные отношения;
В статье предпринимается попытка раскрыть то представление о времени, которое, реализуясь в художественных работах мастера, будучи предметом рефлексии в его теоретических очерках, приобретает черты последовательно проводимой концепции и лежит в основе художественной системы Пауля Клее. Методологическим основанием такой попытки выступает предположение о единстве в синтетическом искусстве Клее художественного и интеллектуально-философского содержания. Исходя из этого, объектом анализа выступают в равной мере как живописные произведения, так и его тексты – статьи, доклады. Они образуют единство, в котором выражается философия Клее. Время в творчестве Клее раскрывается как сложное и многостороннее явление. На основе анализа художественных произведений мастера выделяются отдельные измерения времени, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют своего рода «Универсум времени». В результате появляется возможность проведения параллелей между концепцией времени у Клее и философскими концепциями времени, созданными в ХХ столетии. Вместе с тем это целое вовсе не обладает устойчивостью, стабильностью. Рассматривается природа того конфликта, который вносит в творчество Клее драматизм и создает ощущение ненадежности: столкновение времени самого творения (бытие) и индивидуального времени, времени художника. В заключение с точки зрения темы времени исследуется мотив ангелов, по-своему завершающий весь творческий путь Клее.
Ключевые слова: искусство Пауля Клее, движение, творение, время, измерение времени, ангелы.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-07-02 10:10:56
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3255
Tempus et Memoria; Том 13, № 2/176 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Елена Андреевна Голуб, Сергей Петрович Пургин
oai:journals.urfu.ru:article/258
2016-12-26T10:08:35Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Феномен киноидентичности
Севастеенко, Алена Вадимовна
НОУВПО Гуманитарный университет
В статье анализируется феномен киноидентичности. Теоретической основой анализа является ряд идей, высказанных Жилем Делезом, Элиасом Канетти, Ренатой Салецл и Камиллой Пальей. Фактический материал для исследования представлен в кинофильмах «Темная сторона солнца» (реж. Божидар Николич), «Гаттака» (реж. Эндрю Никколя), «Полное затмение» (реж. Агнешка Холланд). В качестве носителей киноидентичности рассматриваются киноперсонажи. Анализ производится на основе сериального метода, который позволяет выявить различные формы идентификации, преимущественно сексуальной, а также их трансформацию. Демонстрируется, как схождение и расхождение различных сексуальных серий провоцирует возникновение кинофантазма. Утверждается, что кинематографическая форма фантазма как виртуального образования имеет маятниковую структуру. Точками схождения серий сексуальной идентификации определяются сексуальные маски (или личины сексуальности). Избыточность и одновременно недостаточность фантазма раскрывается как дуальная основа киноидентичности.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2009-06-17 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/258
Tempus et Memoria; Том 4, № 1/2 (2009): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/371
2016-12-26T10:07:13Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Повседневная культура советских «шестидесятых»
Лукаш, Наталья Петровна
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Повседневная культура советских «шестидесятых»
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2007-03-21 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/371
Tempus et Memoria; Том 2, № 2 (2007): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/349
2016-12-26T10:06:53Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Теологические взгляды Сюгерия и возникновение готической архитектуры
Обухова, Ирина Федоровна
УрГУ
Теологические взгляды Сюгерия и возникновение готической архитектуры
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2006-12-19 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/349
Tempus et Memoria; Том 1, № 1 (2006): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2685
2017-10-27T05:52:45Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Региональная идентичность и идентичность региона
Головнева, Елена Валентиновна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Эстетики; Философия; Философия культуры;
В статье обосновывается необходимость смыслового разграничения понятий «региональная идентичность» и «идентичность региона». Показано, что в онтологическом плане региональная идентичность в рамках философии культуры может анализироваться двояко. С одной стороны, она предстает как самоопределение регионального сообщества в современной культуре, включающее в себя когнитивное, ценностное, эмоциональное и регулятивное отношение к занимаемой территории. С другой стороны, региональная идентичность обнаруживает себя как идентичность региона, существует в форме коллективного дискурса, представленности Другому и коррелирует с понятием «имидж региона».
Ключевые слова: региональная идентичность, идентичность региона, институциализация региона, имидж региона, региональный дискурс, современная культура.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2017-10-17 15:03:08
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2685
Tempus et Memoria; Том 12, № 3/167 (2017): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2017 Елена Валентиновна Головнева
oai:journals.urfu.ru:article/156
2016-12-26T10:10:56Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Гносеологический анализ модификаций сущего и должного в бытии культуры
Амельченко, Светлана Николаевна
Магнитогорский государственный университет
Категории «сущее» и «должное» традиционно используются в рамках этической рефлексии, что значительно сужает их содержание и блокирует их применение в гносеологическом анализе бытия культуры. Между тем этимологическая реконструкция данных универсалий и показ несхожих конфигураций в их взаимодействии при формировании различных типов культуры позволяет выявить дополнительные возможности в ее философском познании.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2011-12-15 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/156
Tempus et Memoria; Том 6, № 4 (2011): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/4139
2019-10-10T06:19:12Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
РОЛЬ ФОТОГРАФИИ В КИНО (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (2003, реж. А. ЗВЯГИНЦЕВ)
Темлякова, Алина Сергеевна
ФГАОУ ВО "УрФУ имени первого президента России Б.Н. Ельцина"
философия
В статье исследуется роль использования фотографии в кинематографе. Фотография рассматривается как результат сотворчества и в то же время сопротивления между фотографом и техническим устройством (В. Флюссер). Сам момент фотографирования, с одной стороны, случаен, с другой – просчитан фотографом. Таким образом, вслед за В. Флюссером мы определяем фотографию как результат «феноменологического сомнения». Кейсом в данной статье берется фильм А. Звягинцева «Возвращение» (2003), в сюжет которого режиссер помещает две фотографии; в свою очередь, анализ этих фотоснимков играет значительную роль в процессе понимания фильма. Он помогает выделить смыслообразующие моменты в киноповествовании, акцентируя внимание на текущем времени фильма и открытом финале истории. Показано, что фотография в кино может выступать дополнительным элементом демонстрации зрителю достоверности происходящего на экране. Она играет здесь ключевую роль в построении сюжетной канвы фильма как для персонажей, так и для глаза и восприятия зрителя.
Ключевые слова: фотография, кино, феноменологическое сомнение, А. Звягинцев, «Возвращение» (2003).
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-10-08 13:58:03
https://tempusetmemoria.ru/article/view/4139
Tempus et Memoria; Том 14, № 3/191 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Алина Сергеевна Темлякова
oai:journals.urfu.ru:article/312
2016-12-26T10:09:25Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Феномен возвышенного в технологиях и практиках современной культуры и медиа-искусств
Федерова, Ксения Евгеньевна
Уральский Государственный Университет им. Горького
В статье рассматриваются особенности возникновения и бытования феномена возвышенного в современной культуре и искусстве под влиянием новых технологий. Взятая в многообразии связанных с ней социокультурных и эстетико-философских контекстов, категория возвышенного позволяет выявить новые смысловые пласты в таких явлениях современной действительности, как информационные технологии, виртуальная реальность, массовые коммуникации и др. В работе частично используются материалы зарубежных междисциплинарных исследований, ранее не переводившиеся на русский язык.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2010-03-18 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/312
Tempus et Memoria; Том 5, № 1 (2010): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2183
2017-04-05T08:32:30Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Кто такие сибиряки? Конструктивистское прочтение ценностей сибирской идентичности
Головнева, Елена Валентиновна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Эстетика; Философия культуры;
В статье рассматриваются ценности сибирской идентичности как социально конструируемый феномен, выявляется смысл концепта «сибирскость». Систематизируя дискурсы вокруг сибирской идентичности, отраженные в социологических опросах жителей Сибири и научных исследованиях, автор анализирует ценности в ее структуре, связанные с природно-ландшафтным, топонимическим, переселенческим, этнокультурным, историческим нарративами. Выделенные ценности рассматриваются в качестве основания функционирования сибирской региональной идентичности на современном этапе.
Ключевые слова: ценности, сибирская идентичность, сибиряки, территория, Сибирь, нарратив, конструктивизм.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-12-23 13:55:59
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2183
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2016 Елена Валентиновна Головнева
oai:journals.urfu.ru:article/3780
2019-03-28T10:15:54Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Тотальная инсталляция как усовершенствованный trompe-l'œil
Орлова, Александра Михайловна
Государственный институт искусствознания
Философия; Философия культуры
В статье сравниваются такая форма современного визуального искусства, как тотальная инсталляция, и жанр trompe-l'œil. По мнению автора, тромплей является одним из значимых предпосылок инсталляции, поскольку многие работы современных художников, работающих с этой формой, унаследовали некоторые элементы «обманки». На примере росписей Андреа Мантеньи в Камере дельи Спози рассматриваются заимствования таких принципов тромплей, как эстетика обмана, создание иллюзорной реальности, оформления VR-инсталляции как тотальной «обманки» на примерах работ И. Кабакова, И. Наховой, Я. Кусамы, Д. Намдакова.
Ключевые слова: инсталляция, тотальная инсталляция, «обманка», тромплей, погружение, пластика.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-03-27 13:23:38
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3780
Tempus et Memoria; Том 14, № 1/185 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Александра Михайловна Орлова
oai:journals.urfu.ru:article/1707
2016-12-26T10:15:28Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Об особенностях современной социально-гуманитарной картины мира и некоторых ее следствиях: против радикального эмпиризма
Закс, Лев Абрамович
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Философия; Эстетика; Философия культуры
В статье отмечаются неклассические черты современной социогуманитарной картины мира, в частности, возросшее место и значение единичного, различий, многообразия и множественности социокультурной реальности, конструктивной роли субъективности. Это позволяет увидеть сложную реальность современного социокультурного мира, но также порождает ряд проблем. Важнейшие из них: антиэссенциализм и радикальный эмпиризм в современных социогуманитарных науках. Отказ от поиска глубинных оснований конкретных явлений, системного видения и масштабных теоретических обобщений рассматривается как противоречащий самой природе научного познания. Утверждается необходимость единства эмпирического анализа всевозможных Studies с теоретической социологией и теоретической культурологией.
Ключевые слова: социогуманитарная картина мира, континуальность, многозначность, неопределенность, беспорядок/хаос, метафорика, конструктивизм, единичное, различия, множественность и многообразие, антиэссенциализм, радикальный эмпиризм, Cultural Studies, теории практик, системно-сущностное видение.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2015-10-20 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/1707
Tempus et Memoria; Том 10, № 3 (2015): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2015 Лев Абрамович Закс
oai:journals.urfu.ru:article/3415
2018-10-03T09:47:48Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Феномен невозможного спасения в «поэзии Холокоста»: случай Дана Пагиса
Быстров, Никита Львович
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Политология; Международные отношения;
В статье предпринимается попытка истолкования нескольких стихотворений израильского поэта Дана Пагиса, тематически связанных с его воспоминаниями о пережитом во время еврейской Катастрофы. Лирический герой Пагиса – свидетель событий этого времени. Но для того, чтобы по-настоящему свидетельствовать, он должен встать на место тех, кому спастись не удалось. Отсюда – антиномическая двойственность его позиции: он жив, и он же – среди погибших; его спасение осуществилось, и в то же время оно невозможно. Именно невозможность (точнее, «невозможная возможность») спасения выступает главной из тех проблем, которые затрагиваются в нижеследующем тексте.
Ключевые слова: поэзия Холокоста, Катастрофа, Дан Пагис, спасение, свидетельство, талмудическая ангелология, иудейская традиция.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-10-02 12:23:13
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3415
Tempus et Memoria; Том 13, № 3/179 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Никита Львович Быстров
oai:journals.urfu.ru:article/259
2016-12-26T10:08:35Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Культура малочисленного этноса как предмет культурологического исследования (на примере культуры хакасов)
Инкижекова, Мария Сергеевна
Уральский государственный горный университет
Культура малочисленного этноса – сложный для исследования феномен, изучение которого требует современных методологических разработок. Автор предлагает обратиться к культурологическому подходу, при котором традиционная этническая культура предстает как текст, а современная культура этноса – как процесс его интерпретации. Предлагаемый методологический подход позволяет осуществлять реконструкцию прошлого и анализировать современное состояние культуры этноса.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2009-06-17 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/259
Tempus et Memoria; Том 4, № 1/2 (2009): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/396
2016-12-26T10:07:38Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Диалогический дискурс карнавального смеха в трактовке М. М. Бахтина
Зиновьев, Илья Викторович
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Рассматриваются коммуникативные аспекты карнавального смеха в представлении русского мыслителя М. М. Бахтина. Творчество Рабле в качестве объекта изучения Бахтин избрал для подтверждения ранее вызревших идей о диалогичности и амбивалентности культуры. В статье выявлено несколько типов коммуникативных отношений, присутствующих в той или иной степени в бахтинской интерпретации карнавального смеха. Это диалог внутриличностный и межличностный, диалог социальный и человека с Богом. Отмечена плодотворность применения бахтинской концепции смеховой культуры для изучения коммуникативных процессов.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2007-12-21 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/396
Tempus et Memoria; Том 2, № 4 (2007): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/350
2016-12-26T10:06:53Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
О смысле поэзии у Пушкина (опыт философской интерпретации)
Быстров, Никита Львович
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
О смысле поэзии у Пушкина (опыт философской интерпретации)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2006-12-19 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/350
Tempus et Memoria; Том 1, № 1 (2006): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2767
2017-12-25T08:13:04Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Выразительные возможности языка искусства: концепт и художественные приемы тишины в произведениях С. Губайдулиной и Г. Айги
Смирнова, Татьяна Николаевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Эстетика; Философия; Философия культуры;
В статье анализируются концепт тишины и его применение в творчестве Софии Губайдулиной, особое внимание уделяется произведениям на стихи Геннадия Айги. Автор рассматривает использование тишины в качестве концептуального основания и художественного приема в творчестве художников ХХ в. Прослеживается, как концепт тишины проявляется в поэзии и воплощается в музыкальной интонации, порождая новые интерпретации. Выразительные возможности языка современного искусства раскрываются через разнообразие значений концепта тишины, что приводит к изменениям в творческой деятельности современных художников, которые все чаще прибегают к использованию тишины как художественного приема и делают это по-разному, давая начало оригинальным формам воплощения концепта.
Ключевые слова: Губайдулина, концепт тишины, паузирование, музыка второй половины ХХ в., языки искусства – музыкальный язык.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2017-12-20 15:27:18
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2767
Tempus et Memoria; Том 12, № 4/170 (2017): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2017 Татьяна Николаевна Смирнова
oai:journals.urfu.ru:article/157
2016-12-26T10:10:56Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
К вопросу об определении классического в искусстве
Петров, Олег Алексеевич
Свердловский государственный академический театр драмы
Пургин, Сергей Петрович
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
В статье исследуются философско-эстетические основания классического в искусстве. Классическое рассматривается в связи с природой человеческого и с определенной установкой на утверждение этой природы. В его основании лежит определенный тип отношения «человек (человеческое тело) – мир». Отталкиваясь от устоявшегося определения исторической классики, авторы обнаруживают в античном понимании человека основания для осознания ее как вечно возвращающегося движения в культуре. Интерпретация Ницше античного наследия позволяет прийти к пониманию классического как равновесия тела и мира. Тело выступает как мера мира. Возникающие на этой основе типы искусства могут быть описаны как центростремительный (классический) и центробежный (неклассический).
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2011-12-15 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/157
Tempus et Memoria; Том 6, № 4 (2011): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/313
2016-12-26T10:09:25Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Этническая элита как историко-культурный феномен
Инкижекова, Мария Сергеевна
Уральский государственный горный университет
Сегодня мы наблюдаем разрушение традиционной этнической культуры и утрату ее системообразующего фактора в жизни современного этноса. Конечно, традиционная культура как феномен прошлого не подлежит реставрации во всей полноте, но и невозможно допустить ее забвения. Ведущую роль в процессе сохранения и передачи новым поколениям накопленных конкретным этносом материальных и духовных ценностей в современной культуре этноса принадлежит этнической элите.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2010-03-18 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/313
Tempus et Memoria; Том 5, № 1 (2010): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
oai:journals.urfu.ru:article/2184
2017-04-05T08:32:30Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
«Книга о вкусной и здоровой пище»: сравнительный анализ структурно-морфологических изменений
Юрлова, Светлана Валерьевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Эстетика; Философия культуры;
Статья посвящена исследованию текста культового издания советской эпохи «Книга о вкусной и здоровой пище». Любое издание подобного рода должно анализироваться в единстве двух аспектов – синхронического и диахронического, поскольку важно не только понять, как изначально была сформирована структура текста, но и проследить, какие изменения происходили от издания к изданию. Цель данного исследования – проанализировать трансформации советской идеологии и их опосредованное воплощение в тексте «Книги о вкусной и здоровой пище». Важной особенностью исследования выступает идея о том, что идеологический посыл содержится не только в прямых сентенциях вводных статей, но и «считывается» в рекомендациях, данных в «Заметках на полях» и вводных статьях, предваряющих рецептурные разделы. Важной задачей выступает выявление в структуре текста модели нового общества и способов ее закрепления в гастрономических практиках советского человека.
Ключевые слова: повседневность, советская кухня, традиции питания, рациональное питание, советская идеология, гастрономические практики.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-12-23 13:55:59
https://tempusetmemoria.ru/article/view/2184
Tempus et Memoria; Том 11, № 4 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2016 Светлана Валерьевна Юрлова
oai:journals.urfu.ru:article/3959
2019-10-10T06:50:55Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИРОНИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ФИЛОСОФСКИЙ И КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Гайнуллина, Лилиана Файберговна
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Сафина, Айнур Маратовна
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
философия
Статья посвящена иронии как философской категории, указывающей на специфическое отношение к миру, суть которого заключается в имплицитном непринятии реальности при эксплицитном ее принятии и одобрении. Цель исследования – показать, каким образом ирония в ее философском понимании реализуется в процессе онлайн-коммуникации. Опираясь на историко-логический и герменевтический подходы, авторы исследуют специфические черты иронии в интернет-пространстве, одной из доминирующих форм проявления которой выступает троллинг. Подчеркивается, что троллинг вскрывает антиномичный характер интернет-коммуникации и заставляет усомниться в претензии онлайн-сферы быть пространством полноценных социальных взаимодействий, заставляя рассматривать ее как пародию на самое себя. Тем самым троллинг осуществляет аксиологическую дискредитацию и метафизическое отрицание онлайн-активизма.
Ключевые слова: ирония, Интернет, коммуникация, онлайн-общение, троллинг, закон По.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2019-06-27 12:00:54
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3959
Tempus et Memoria; Том 14, № 2/188 (2019): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2019 Лилиана Файберговна Гайнуллина, Айнур Маратовна Сафина
oai:journals.urfu.ru:article/1994
2016-12-26T10:05:51Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Проблема политизации искусства: теоретические подходы и исторические версии (советский опыт)
Круглова, Татьяна Анатольевна
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Философия; Эстетика
В статье представлены итоги работы международного исследовательского коллектива, изучавшего в течение 2013–2015 гг. трансформации левой идеи в поле художественной культуры СССР и Франции в период 1920-е – середина 1950-х гг. Исследование велось в рамках теоретических подходов, разработанных французскими социологами культуры – представителями структуралистской и прагматистской теорий, а также на материале «человеческих документов» советской эпохи. Анализ процессов политизации искусства осуществляется в контексте сталинской культурной политики и доминирования соцреализма в поле советского искусства.
Ключевые слова: структуралистская теория культуры, прагматистская теория культуры, поле литературы, политическое в искусстве, советское левое искусство, соцреализм, сталинская культурная политика.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2016-07-04 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/1994
Tempus et Memoria; Том 11, № 2 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2016 Татьяна Анатольевна Круглова
oai:journals.urfu.ru:article/3615
2018-12-27T08:55:10Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Концепт вовлеченности в исследованиях зрительского опыта: теория и практики
Неменко, Екатерина Петровна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Сухов, Антон Андреевич
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Язовская, Ольга Валерьевна
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Философия; Философия культуры; Эстетика
В статье рассматривается концепт вовлеченности Ирвинга Гоффмана применительно к зрительскому опыту взаимодействия с продуктами массовой культуры как альтернативный концепт культурного потребления. Для этого анализируются конкретные кейсы – компьютерные игры и японская анимация. Вовлеченность в компьютерную игру обусловливается переживаниями от первого лица при идентификации игрока с персонажем или же посредством детализированного игрового пространства. Вовлеченность в японскую анимацию усиливается посредством предоставления возможности проживания травмирующих событий японской истории через мультипликацию и эстетику каваий. Установлено, что вовлеченность применительно к зрительскому опыту является условием получения удовольствия в процессе взаимодействия с продуктом массовой культуры, которое не встроено в само произведение, а конструируется при взаимодействии со зрителем.
Ключевые слова: теория фреймов, вовлеченность, массовая культура, компьютерные игры, японская анимация.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2018-12-26 10:47:57
https://tempusetmemoria.ru/article/view/3615
Tempus et Memoria; Том 13, № 4/182 (2018): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2018 Екатерина Петровна Неменко, Антон Андреевич Сухов, Ольга Валерьевна Язовская
oai:journals.urfu.ru:article/274
2016-12-26T10:08:44Z
Izvestia3:%D0%AD%D0%B8%D0%A4%D0%9A
nmb a2200000Iu 4500
2782-2087
dc
Диалектика сущего и должного в процессуальном бытии культуры
Амельченко, Светлана Николаевна
Магнитогорский государственный университет
Исследование диалектики сущего и должного позволяет ввести новые положения в анализ процессуального бытия культуры. Рассмотрение их в качестве объекта познания показывает, что именно мыслящее сущее в сопряжении с объективно-значимым должным и является подлинным источником развития культуры, а не ее материально-экономическая составляющая, как это утверждалось с позиций экономического материализма.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2009-09-18 00:00:00
https://tempusetmemoria.ru/article/view/274
Tempus et Memoria; Том 4, № 3 (2009): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
rus
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки