1789
Обучение в течение всей жизни: дополнительное образование как фактор личностного и профессионального развития
Принцип гуманизации в образовании и трансформация идей гуманизма в современном обществе
Principle of Humanization in Education and Transformation of Humanism in Modern Society
Принцип гуманизации в образовании и трансформация идей гуманизма в современном обществе
Гайнуллина
Лилиана Файберговна
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
lianagai@ya.ru
Яковлева
Елена Людвиговна
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
mifoigra@mail.ru
Головашина
Оксана Владимировна
Меньшиков
Андрей Сергеевич
Porshneva
Olga
Агапов
Михаил
Михалев
Алексей Викторович
Bugrov
Konstantin Dmitrievich
Аникин
Даниил Александрович
Малинова
Ольга Юрьевна
Миллер
Алексей Ильич
Никодемо
Тьяго Лима
Ноймайер
Лаура
Репина
Лорина Петровна
Саква
Ричард
Сыров
Василий Николаевич
Тренченьи
Балаш
Хомяков
Максим Борисович
Беляева
Елена Валериевна
Дементьев
Илья Олегович
Линченко
Андрей Александрович
Николаи
Федор Владимирович
Пешков
Иван Олегович
Труфанова
Елена Олеговна
Васильев
Алексей Григорьевич
Ефременко
Дмитрий Валерьевич
Махотина
Екатерина
Мчедлова
Мария Мирановна
Соболева
Майя Евгеньевна
Черепанова
Екатерина Сергеевна
Yefimov
Alex
Лебедь
Екатерина Сергеевна
29
12
2015
2015
10
4
175
Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
(c) 2015 Лилиана Файберговна Гайнуллина, Елена Людвиговна Яковлева
2015
В статье анализируется гуманизм как мировоззренческая доктрина, провозглашающая человека в качестве высшей ценности, которая начиная с Античности тесно вплетена в систему образования. Идея гуманизма с развитием общества и философской и педагогической мысли претерпела существенные трансформации. Подчеркивается, что современный глобализирующийся мир, мир высоких технологий, информатизации и виртуализации общества, имеет своей оборотной стороной нарастание глобальных проблем, кризисов и рисков, катастрофический рост отчуждения и дегуманизации. Отсутствие единого понимания гуманизма применительно к реалиям XXI в. приводит к появлению различных производных от гуманизма направлений, таких как постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм. Рекомендовано возрождать гуманизм и гуманное начало в человеке, возлагая ведущую роль в этом процессе на систему образования как единство обучения, воспитания и развития человека.Ключевые слова: гуманизм, образование, постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм, евгеника, сверхчеловек, человек как высшая ценность.
This article analyzes the humanism as a worldview proclaiming a man as the supreme value, which is closely woven into the education system since the antiquity. The idea of humanism has undergone significant transformation with the development of society and philosophical and pedagogical thought. It is emphasized that the reverse side of the modern globalized world, the world of high technology, of informatization and virtualization of society, constitutes growing global challenges, crises and risks of alienation and dehumanization. The lack of a common understanding of humanism in relation to the realities of the twenty first century leads to a variety of derivative forms of humanism such as posthumanism, transhumanism. We recommend to revive humanism and humanity in man, assigning the leading role in this process on the educational system as a unity of human training and development.Keywords: humanism, education, posthumanism, transhumanism, technogumanizm, eugenics, Übermensch, a man as the supreme value.
В статье анализируется гуманизм как мировоззренческая доктрина, провозглашающая человека в качестве высшей ценности, которая начиная с Античности тесно вплетена в систему образования. Идея гуманизма с развитием общества и философской и педагогической мысли претерпела существенные трансформации. Подчеркивается, что современный глобализирующийся мир, мир высоких технологий, информатизации и виртуализации общества, имеет своей оборотной стороной нарастание глобальных проблем, кризисов и рисков, катастрофический рост отчуждения и дегуманизации. Отсутствие единого понимания гуманизма применительно к реалиям XXI в. приводит к появлению различных производных от гуманизма направлений, таких как постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм. Рекомендовано возрождать гуманизм и гуманное начало в человеке, возлагая ведущую роль в этом процессе на систему образования как единство обучения, воспитания и развития человека.Ключевые слова: гуманизм, образование, постгуманизм, трансгуманизм, техногуманизм, евгеника, сверхчеловек, человек как высшая ценность.