Formation of the 17th Century Intellectual Elite and the Works of Prokhor Kolomniatin

Authors

  • Olga Kosheleva

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2013.1.009

Keywords:

Prokhor Kolomnyatin; 17th century Russian literature; Russia’s intellectual elite; syllabic verses

Abstract

This paper is devoted to the phenomenon of the intellectual elite emerging in Russian literature in the 17th century. The image of Prokhor Kolomnyatin, a charismatic figure of the time in question, a man of literature and enlightenment, enables the author to see how this class took shape in Russian society. With reference to little-known manuscripts belonging to the literary legacy of the poet, the article demonstrates Prokhor’s understanding of the role of a teacher and poet, and analyzes the perception and evaluation of his creative work within a sociocultural context. Additionally, the author identifies the main characteristics of baroque esthetics, concluding that the intellectual elite failed to fully develop further due to Peter the Great’s reforms.

References

БАН. Собр. Колобова. [BAN. Sobr. Kolobova.]

Безрогов В. Г. Учитель и ученик в истории педагогики // Учитель и ученик. Становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья). М., 2013. С. 683–707. [Bezrogov V. G. Uchitel’ i uchenik v istorii pedagogiki // Uchitel’ i uchenik. Stanovlenie intersub’ektnykh otnoshenij v istorii pedagogiki Vostoka i Zapada (tsivilizatsii Drevnosti i Srednevekov’ya). M., 2013. S. 683–707.]

Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания. К истории древнерусской письменности и культуры. Пг., 1918. [Bush V. V. Pamyatniki starinnogo russkogo vospitaniya. K istorii drevnerusskoj pis’mennosti i kul’tury. Pg., 1918.]

Грицевская И. М. Чтение и четьи сборники в древнерусских монастырях XV–XVII вв. СПб., 2012. [Gritsevskaya I. M. CHtenie i chet’i sborniki v drevnerusskikh monastyryakh XV–XVII vv. SPb., 2012.]

Де Серто М. Изобретение повседневности. Кн. 1. Искусство делать. СПб. M., 2013. [De Serto M. Izobretenie povsednevnosti. Kn. 1. Iskusstvo delat’. SPb. M., 2013.]

Демин А. С. Диалог «Школьное благочиние» Прохора Коломнятина // Демин А. С. О древнерусском литературном творчестве. Опыт типологии с XI по сер. XVIII в. От Илариона до Ломоносова. М., 2003. [Demin A. S. Dialog «SHkol’noe blagochinie» Prokhora Kolomnyatina // Demin A. S. O drevnerusskom literaturnom tvorchestve. Opyt tipologii s XI po ser. XVIII v. Ot Ilariona do Lomonosova. M., 2003.]

Киселева М. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: От древнерусской книжности к европейской учености. М., 2011. [Kiseleva M. Intellektual’nyj vybor Rossii vtoroj poloviny XVII – nachala XVIII veka: Ot drevnerusskoj knizhnosti k evropejskoj uchenosti. M., 2011.]

Ковалева Т. В. Русская акростихидная азбука и ее роль в развитии поэзии для детей // Филологические науки. 2004. № 2. [Kovaleva T. V. Russkaya akrostikhidnaya azbuka i ee rol’ v razvitii poezii dlya detej // Filologicheskie nauki, 2004. N 2.]

Кошелева О. Е. Как сочинять послания в виршах? «Уроки» Прохора Коломнятина [1680-е гг.] // Человек читающий: между реальностью и текстом источника : сб. ст. / под ред. О. И. Тогоевой. М., 2011. [Kosheleva O. E. Kak sochinyat’ poslaniya v virshakh? «Uroki» Prokhora Kolomnyatina [1680-e gg.] // Cнelovek chitayuschij: mezhdu real’nost’yu i tekstom istochnika : sb. st. / pod red. O. I. Togoevoj. M., 2011]

Кошелева О. Е. Учитель и ученик в Школьных азбуковниках // Учитель и ученик. Становление интерсубъективных отношений. М., 2013. С. 675–682. [Kosheleva O. E. Uchitel’ i uchenik v SHkol’nykh azbukovnikakh // Uchitel’ i uchenik. Stanovlenie intersub’ektivnykh otnoshenij. 2013. S. 675–682.]

Кошелева О. Е. Учитель и учительство в православной педагогике // Вестник УРАО. 2004. № 2. С. 115–135. [Kosheleva O. E. Uchitel’ i uchitel’stvo v pravoslavnoj pedagogike // Vestnik URAO. 2004. N 2. S. 115–135.]

Мордовцев Д. Л. О русских школьных книгах XVII века. М., 1862. [Mordovtsev D. L. O russkikh shkol’nykh knigakh XVII veka. M., 1862.]

Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. М., 1973. [Panchenko A. M. Russkaya stikhotvornaya kul’tura XVII veka. M., 1973.]

Петров А. Н. Об Афанасьевском сборнике XVII в. и заключающихся в нем азбуковниках // Памятники древней письменности. 1886. Вып. 120. Прил. 4. [Petrov A. N. Ob Afanas’evskom sbornike XVII v. i zaklyuchayuschikhsya v nem azbukovnikakh // Pamyatniki drevnej pis’mennosti. 1886. Vyp. 120. Pril. 4.]

Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в. М., 1989. [Razvitie barokko i zarozhdenie klassitsizma v Rossii XVII – nachala XVIII v. M., 1989.]

РГАДА. Ф. 357. [RGADA. F. 357.]

Семячко С. А. Об автографе Диомида Серкова и сборнике Крины сельные // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 613–622. [Semyachko S. A. Ob avtografe Diomida Serkova i sbornike Kriny sel’nye // TODRL. 2003. T. 54. S. 613–622.]

Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009. [Fonkich B. L. Greko-slavyanskie shkoly v Moskve v XVII veke. M., 2009.]

Человек в культуре русского барокко. М., 2007. [Chelovek v kul’ture russkogo barokko. M., 2007.]

How to Cite

Kosheleva, O. (2014). Formation of the 17th Century Intellectual Elite and the Works of Prokhor Kolomniatin. Quaestio Rossica, (1), 79–89. https://doi.org/10.15826/qr.2013.1.009

Issue

Section

Problema voluminis