Природные стихии в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб»

Larisa Soboleva

Аннотация


Рассматривается обращение известного русского писателя XIX в. Мамина-Сибиряка к образам стихий в романе «уральского» цикла «Хлеб». Показывается, насколько существенны были образы воды, земли, огня для воплощения идейной основы произведения. Роман, созданный на основе драматических событий случившегося голода 1891–1892 гг., который поразил даже самые плодородные губернии России, затронув Зауралье. Причины катастрофы писатель видит, по мнению автора, не только в природных катаклизмах, сколько в равнодушии людей, необоснованных амбициях, отсутствии милосердия, безответственности власти и предпринимательском авантюризме. Все главные герои романа подвергаются искушению легкой жизни и быстрого обогащения. Потеря иммунитета к злодейству, нежелание думать о последствиях поступков формируют аморальный климат в местах, связанных с традиционной земледельческой культурой. Благодатная земля, утопически прекрасная в начале романа, превращается в холодную пустыню в конце повествования. Живительная сила преобразуется в смертельную угрозу. Река Ключевая, щедро дарившая свои воды и бывшая главной артерией края, становится могилой для главного героя Галактиона Колобова. Огонь обрушивается на город, уничтожая его, подобно небесной силе, наказующей грешников. Стихии, будучи неотъемлемой частью природных условий, в романе обретают символическую природу, открывая читателю ужасающие последствия человеческого нравственного падения. Писатель использует трактовки этих образов, восходящие к библейскому и народно-христианскому пониманию.

Обращение к изображению стихий дает роману необходимый вселенский масштаб, события провинциального города становятся воплощением общечеловеческой трагедии в результате утраты подлинных жизненных ценностей. Мамин-Сибиряк предчувствует грядущие катастрофы XX в. и в своем романе не только анализирует случившиеся губительные последствия, но и предупреждает читателя о возможном углублении кризиса, оставляет его на перепутье, заставляя думать о выборе пути и способах спасения отечества. Философская, мировоззренческая подоплека романа усиливается организующей ролью стихий в сюжете и композиции текста.

Ключевые слова


Д. Н. Мамин-Сибиряк; русская литература; образы стихий; голод в России; становление капитализма в Зауралье; образы российских предпринимателей.

Полный текст:

PDF

Литература


Andreev, L. (1908). Czar′ Golod. Predstavlenie v pyati kartinah s prologom [King Hunger]. 126, [18] p. Saint Petersburg, Shipovnik.

Anufrieva, N. V. & Pochinskaya, I. V. (2014). Licevy′e apokalipsisy′ Urala. Pravoslavnaya tradiciya i e′lementy′ evropejskogo kul′turnogo vliyaniya [Illuminated Apocalypses of the Urals. Orthodox Christian Tradition and Elements of European Cultural Influence]. 232 p. Yekaterinburg.

Averincev, S. S. (1980). Voda [Water]. In Mify′ narodov mira (in 2 vols.). (Vol. 1, p. 240). Moscow, Sovetskaya e′nciklopediya.

Chehov, A. P. (1974–1982). Polnoe sobranie sochinenij i pisem [Complete Works and Letters] (in 30 vols.). Moscow, Nauka.

Chicherov, V. I. (1957). Zimnij period russkogo narodnogo zemledel′cheskogo kalendarya XVI–XIX vekov [The Winter Period of the Russian Folk Agricultural Calendar of the 16th – 19th Centuries]. 237 p. Moscow, AN SSSR.

Chistov, K. V. (1967). Russkie narodny′e social′no-utopicheskie legendy′ XVII–XIX vv. [Russian Folk Socio-Utopian Legends of the 17th – 19th Centuries]. 341 p. Moscow, Nauka.

Citovich, P. (1891). O golodah v Zapadnoj Evrope [On Famines in Western Europe]. In Kievskie universitetskie zapiski (Vol. 12).

Dergachev, I. (1984). Kommentarii [Commentaries]. In Mamin-Sibiryak, D. N. Hleb (pp. 422–431). Sverdlovsk, Sredne-Ural′skoe knizhnoe izdatel′stvo.

Devyatajkina, G. L. (2008). Toponimicheskij aspekt romana D. N. Mamina-Sibiryaka «Hleb» [The Toponymic Aspect of D.N. Mamin-Sibiryak’s Novel Bread]. In Regional′ny′j i literaturny′j landshaft v russkoj perspektive (pp. 284–289). Tyumen.

Dmitrij Rostovskij (2011). Zhitiya svyaty′h [Hagiographies] (in 12 vols.). (Oktober, pp. 261–269). Sibirskaya blagozvonnicza.

Emel′yanov, A. P. (1922). Golod v otrazhenii russkoj literatury′ i publicistiki: Ukazatel′ knig, zhurnal′ny′h i gazetny′h statej po istorii goloda v Rossii i voprosam, svyazanny′m s nim [Famine as Reflected in Russian Fiction and Non-Fiction: An Index of Books, Magazine and Newspaper Articles on the History of Famine in Russia and Related Issues]. ІV, 52 p. Kazan.

Gur′yanova, N. S. (1988). Krest′yanskij antimonarhicheskij protest v staroobryadcheskoj e′shatologicheskoj literature perioda pozdnego feodalizma [Peasant Antimonarchist Protest in Old Believer Eschatological Literature of the Late Feudalism Era]. 187 p. Novosibirsk,Nauka.

Kitanina, T. M. (1978). Hlebnaya torgovlya Rossii v 1875–1914 gg. [Bread Trade in Russia between 1875 and 1914]. 288 p. Leningrad, Nauka.

Klibanov, A. I. (1978). Narodnaya social′naya utopiya v Rossii XIX v. [Folk National Utopia in 19th Century Russia]. 342 p. Moscow, Nauka.

Kniga, M. D. (1997). Istoriya goloda 1891–1892 gg. v Rossii [The History of Famine of 1891–1892 in Russia]. (Abstract of a PhD Thesis). 23 p. Voronezh.

Korolenko, V. G. (1914). Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. Petrograd.

Kovtun, N. V. (2013). Sovremennaya tradicionalistskaya proza: Ideologiya, mifopoe′tika [Modern Traditionalist Prose: Ideology, Mythopoetics: a Tutorial]. 352 p. Krasnoyarsk, Sibirskij federal′ny′j universitet.

Kungurceva, N. A. (2008). Reka Chusovaya v rannem tvorchestve D. N. Mamina-Sibiryaka [The Chusovaya River in D. N. Mamin-Sibiryak’s Early Creative Work]. In Literatura Urala: istoriya i sovremennost′ (Iss. 3 , pp. 250–258). Yekaterinburg, Izdatel′stvo Ural′skogo universiteta.

Leontovich, F. I. (1892). Golodovki v Rossii do koncza proshlogo veka [Hunger Strikes in Russia at the End of Last Century], Severny′j vestnik, 111, pp. 47–77.

Mamin-Sibiryak, D. N. (1984). (Dergachev, I. A., ed.). Hleb [Bread]. 430 p. Sverdlovsk, Sredne-Ural′skoe knizhnoe izdatel′stvo.

Mel′nikova, E. (2004). E′shatologicheskie ozhidaniya rubezha XIX–XX vekov: koncza sveta ne budet? [Eschatological Expectations of the Turn of the 20th Century: Will there Be no End of the World?], Antropologicheskij forum, 1, pp. 250–266.

Mil′kov, V. V. (1999). Drevnerusskie apokrify′ [Old Russian Apocrypha]. 896 p. Saint Petersburg, RHGI.

Minochkina, L. I. (1984). Social′ny′j roman D. N. Mamina-Sibiryaka kak porozhdenie «osobogo by′ta Urala» [D. N. Mamin-Sibiryak’s Social Novel as a Result of a ‘Special Mode of Life of the Urals’]. In Regional′ny′e aspekty′ izucheniya literatury′ i fol′klora na materiale Urala (pp. 20–32). Chelyabinsk.

Mitrofanova, L. M. (2002). Koncept «hleb» v strukture odnoimennogo romana D. N. Mamina-Sibiryaka [The Bread Concept in the Structure of D. N. Mamin-Sibiryak’s Same-Named Novel]. In Podchinenov, A. V. (Comp.). Dergachevskie chteniya: Russkaya literatura: nacional′noe razvitie i regional′ny′e osobennosti (Vol. 1, pp. 176–183). Yekaterinburg, Izdatel′stvo Ural′skogo universiteta.

Nosova, E. A. (2007). Golod 1891–1892 gg. i zernovoj ry′nok Zapadnoj Sibiri [The Famine of 1891–1892 and the Grain Market of Western Siberia]. In Izvestiya AltGU, iss. 4/1, available at: http://izvestia.asu.ru/ru/fmt.ru.html (accessed: 02.05.2015).

Ohocimskij, A. (2013). Obraz-paradigma Bozhestvennogo ognya v Biblii i v hristianskoj tradicii [The Paradigm Image of the Holy Fire in the Bible and Christian Tradition]. In Ierotopiya ognya i sveta v kul′ture vizantijskogo mira pp. 45–81. Moscow, Feoriya.

Romanovich-Slavyatinskij, L. V. (1892). Goloda v Rossii i mery′ pravitel′stva protiv nih [Famines in Russia and the Government’s Measures against Them], Universitetskie izvestiya, January, pp. 27–68. Kiev.

Russkaya starina [Russian Antiquities] (1916). December.

Soboleva, L. S. (2002). Istoki predstavlennij o staroobryadchestve v tvorchestve D. N. Mamina-Sibiryaka [Sources of the Idea of Old Belief in D.N. Mamin-Sibiryak’s Creative Work]. Izvestiya Ural′skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarny′e nauki (Iss. 5 (24), pp. 97–122). Yekaterinburg, UrGU.

Soboleva, L. S. (2008). Staroobryadcheskij mir v proizvedeniyah D. N. Mamina-Sibiryaka [The Old Believer World in D. N. Mamin-Sibiryak’s Works]. In Literatura Urala: istoriya i sovremennost′: sbornik statej (Iss. 4, pp. 143–156). Yekaterinburg, Izdatel′stvo Ural′skogo universiteta.

Soboleva, L. S. (2012). Reprezentaciya rodovogo mira v tvorchestve D. N. Mamina-Sibiryaka [The Representation of the Family World in D. N. Mamin-Sibiryak’s Creative Work]. Izvestiya Ural′skogo federal′nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarny′e nauki (Vol. 4, no. 108, pp. 137–148).

Tolstaya, S. M. Moloko [Milk], available at: http://pagan.ru/slowar/m/moloko8.php (accessed: 25.05.2015).

Tolstoj, L. N. (1928–1958). Polnoe sobranie sochenenij [Complete Works] (in 90 vols.). Moscow, Goslitizdat.

Tolstoj, N. I. (2003). Ocherki slavyanskogo yazy′chestva [Essays on Slavic Heathenism]. 624 p. Moscow, Indrik.

Toporkov, A. L. Reka [River], available at: http://pagan.ru/slowar/r/reka0.php (accessed: 25.05.2015).

Zlatovratskij, N. N. (1988). Povesti, rasskazy′, ocherki [Short Novels, Stories, Essays]. 684, [1] p. Moscow, Sovremennik.

Zy′ryanov, O. V. (Ed., Foreword). (2013). Tvorcheskoe nasledie D. N. Mamina-Sibiryaka: itogi i perspektivy′ izucheniya: K 160-letiyu so dnya rozhdeniya i 100-letiyu so dnya smerti pisatelya [D. N. Mamin-Sibiryak’s Artistic Legacy: Research Results and Prospects. For the Writer’s 160th Birthday Anniversary and 100th Death Anniversary]. 480 p. Yekaterinburg, Bank kul′turnoj informacii.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/qr.2015.2.095

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2311-911X (Print)
ISSN 2310-757X (Online)

 

BASE Search eLibrary WorldCat