Стихия огня в русском поэтическом авангарде (Вели мир Хлебников и Даниил Хармс)

Igor Vasiliev

Аннотация


В статье рассматривается стихия огня, отраженная в мотивно-образной структуре поэтических произведений В. Хлебникова и Д. Хармса – представителей русского авангарда. Показано, что огонь для них как стихия обладает многоплановостью и амбивалентностью: он может быть внешним и внутренним, обусловлен физическими, материальными процессами и связан с идеальными, духовными сторонами жизни человека, он способен созидать, но может и разрушать, он может быть и предметом, и средством изображения. Главный вывод: огонь – это универсалия, позволяющая в силу разнообразия своего проявления создавать значимые символические проекции для творческого самовыражения поэтов.


Ключевые слова


Велимир Хлебников; Даниил Хармс; авангард; стихия; огонь; образные воплощения огня.

Полный текст:

PDF

Литература


Andreeva, V. (Comp.). (1999). E′nciklopediya simvolov, znakov, e′mblem [An Encyclopaedia of Symbols, Signs and Emblems]. Moscow, Lokid.

Bagriczkij, E′. (1984). Stihotvoreniya i poe′my′ [Poems and Epics]. Moscow, Pravda.

Bashlyar, G. (1993). Psihoanalizognya [The Psychoanalysis of Fire]. Moscow.

Dhooge, V. (2009). Priem yazy′kovoj deformacii. Platonov, Harms, Hlebnikov [The Method of Linguistic Deformation. Platonov. Kharms. Khlebnikov.] In Wiener Slawistischer Almanach, 63, pp. 283–325.

Duganov, R. V. (1990). Velimir Hlebnikov. Priroda tvorchestva [Velimir Khlebnikov. The Nature of Creative Work]. Moscow, Sovetskij pisatel′.

Haninova, R. M. (2005). «Spichki sud′by′» Velimira Hlebnikova: poe′tika plameni [The Matches of Destiny of Velimir Khlebnikov: The Poetics of Flame]. In Aziya v Evrope: vzaimodejstvie civilizacij: Nauchnaya konferenciya «Yazy′k, kul′tura, e′tnos v globalizirovannom mire: na sty′ke civilizacij i vremen» (in 2 parts). (Part 1, pp. 186–192). E′lista, Izdatel′stvo KalmGU. Available at: http://refdb.ru/look/2640263.html.

Harms, D. (1991). Gorlo bredit britvoyu: Sluchai, rasskazy′, dnevnikovy′e zapisi [Occasions, Stories, Diary Notes]. In Glagol, 4, pp. 84–85.

Harms, D. (2001). Neizdanny′j D. Harms: Polnoe sobranie sochinenij. Traktaty′ i stat′i.

Pis′ma. Dopolneniya: ne voshedshee [Complete Works. Treatises and Articles. Letters. Addenda.Outtakes]. (Vol. 4). Saint Petersburg, Akademicheskij proekt.

Harms, D. (1997). Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works] (in 3 vols., 6 books). Saint Petersburg, Akademicheskij proekt.

Hlebnikov, V. (1987). Tvoreniya [Creations]. Moscow, Sovetskij pisatel′.

Gor′kij, M. (1974). Samovar [Samovar]. In Gor′kij, M. Polnoe sobranie sochinenij (in 25 vols.). (Vol. 24). Moscow, Nauka.

Grigor′ev, V. P. (1986). Slovotvorchestvo i smezhny′e problemy′ yazy′ka poe′ta [Word Coinage and Related Issues of a Poet’s Language] (pp. 165–254). Moscow, Nauka.

Kobrinskij, A. (2000). Nasledniki Velimira (K probleme «Obe′riuty′ i Hlebnikov») [On the Problem of OBERIU Members and Khlebnikov]. In Kobrinskij, A. Poe′tika «OBE′RIU» v kontekste russkogo literaturnogo avangarda (in 2 vols.). (Vol. 1, pp. 97–188). Moscow.

Lekmanov, O. (1997). «Molodoj chelovek (gospodin), udivivshij storozha» (Zametki k teme «Harms i Hlebnikov») [A Young Man (Gentleman) That Surprised the Guard (Notes on the Topic Kharms and Khlebnikov)], Daugava, 1, pp. 116–117.

Lipavskij, L. S. (2010). Razgovory′ [Talks]. In Vvedenskij, A. I. Vse (pp. 582–652). Moscow, OGI.

Mashinskij, A. G. (2005). Chinari-obe′riuty′ [The Chinari-OBERIU]. Literatura, 16 (640), available at: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200501609.

Panova, L. G. (2010). Nauka ob avangarde: mezhdu solidarny′m i nesolidarny′m chteniem [The Study of the Avant-Garde: Between Shared and Non-Shared Reading]. In Petrova, Z. Yu., Fateeva, N. A. & Shestakova, L. L. (Comps.) Poe′tika i e′stetika slova: Sbornik nauchny′h statej pamyati Viktora Petrovicha Grigor′eva (pp. 119–133). Moscow, URSS.

Petrichenko, O. A. (2012). Osobennosti pereosmy′sleniya obrazov pervoe′lementov By′tiya v rechi N. Gumileva i V. Hlebnikova [The Reconsideration Peculiarities of the Basic Elements Images of Being and Speech of N. Gumilyov and V. Khlebnikov]. In Slov′yans’kij zbіrnik (Iss. 17, part 2, pp. 441–446).

Petrichenko, O. A. (2002). Osobennosti poe′tiki Velimira Hlebnikova skvoz′ prizmu obrazov pervoe′lementov By′tiya [The Peculiarities of Velimir Khlebnikov’s Poetics through the Prism of Elements of Being]. Mova: Naukovo-teoretichnijchasopis z movoznavstva, 7, pp. 174–178.

Pushkin, A. S. (1997). Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. (1–10 vols.). (Vol. 4). Leningrad, Nauka.

Sadovskij, B. (2010). Morozny′e uzory′: Stihotvoreniya i pis′ma [Frosty Pictures: Poems and Letters]. Moscow, Vodolej.

Shifrin, B. (2006). Poe′tika strannogo v russkom modernizme: ot Harmsa k Hlebnikovu [The Poetics of the Queer in Russian Modernism: From Kharms to Khlebnikov]. In Hudozhestvenny′j tekst kak dinamicheskaya sistema: Materialy′ mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (pp. 579–586). Moscow.

Ustyuzhanina, A. K. (2013). Segmentnaya mnogourovnevaya struktura drevnegermanskogo koncepta «ogon′» [Segment Multilevel Structure of the Ancient German Concept ‘Fire’]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Iss. 10 (138), pp. 58–62). Tomsk.

Vvedenskij, A. I. (2010). Vse [Everyone]. Moscow, OGI.

Vyazemskij, P. A. (1978). Stihotvoreniya [Poems]. Moscow, Sovetskaya Rossiya.

Yampol′skij, M. (1998). Bespamyatstvo kak istok (Chitaya Harmsa) [Frenzy as a Start: Reading Kharms]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.

Zaboloczkij, N. A. (1983). Sobranie sochinenij [A Collection of Works] (in 3 vols.). (Vol. 1). Moscow, Hudozhestvennaya literatura.

Zhakkar, Zh.-F. (1995). Daniil Harms i konecz russkogo avangarda [Daniil Kharms and the End of the Russian Avant-Garde]. Saint Petersburg, Akademicheskij proekt.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/qr.2015.2.097

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2311-911X (Print)
ISSN 2310-757X (Online)

 

BASE Search eLibrary WorldCat