Воспитание российского дворянства: от практики образовательных путешествий в Западную Европу к национальным корням культуры(семейства Голицыных и Апраксиных в 1780–1812 гг.)

Stefan Lehr

Аннотация


В статье рассматривается процесс воспитания и образования в царской России на примере аристократической семьи Голицыных в конце XVIII – начале XIX в. Автор отвечает на вопрос о значении и мотивации воспитания в дворянской культуре, показывает систему представлений об идеальном образовании и роль родителей в воспитательном процессе. На примере образовательного путешествия (Grand Tour) двух юных князей Голицыных демонстрируются результаты полученного ими образования. Также в статье уделяется внимание роли родного языка в образовании этой семьи. В заключение автор рассматривает, насколько типичным было поведение Голицыных для высшего русского общества. Статья написана по материалам семейной переписки, находящимся в московских и петербургских архивах.


Ключевые слова


российское дворянство; история воспитания в России; образовательные путешествия; князья Голицыны; Н. П. Голицына; графы Апраксины; графы Строгановы.

Полный текст:

PDF

Литература


Al′tshuller, M. (2007). Beseda lyubitelej russkogo slova. U istochnikov russkogo slavyanofil′stva [A Conversation of Amateurs of the Russian Word. At the Roots of Russian Slavophilism]. 444 p. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.

Aurova, N. N. (2010). Ot kadeta do generala. Povsednevnaya zhizn′ russkogo oficera v konce XVIII – pervoj polovine XIX veka [From Cadet to General. Everyday life of a Russian General in the Late 18th – 1st Half of the 19th Century]. 463 p. Moscow, Novy′j hronograf.

Baudin, R. (2011). Nikolaï Karamzine à Strasbourg : Un écrivain-voyageur russe dans l’Alsace révolutionnaire (1789). 321 p. Strasbourg, Presses universitaires de Strasbourg.

Berelovich, V. (2004). Obrazovatel′ny′e strategii russkih aristokratov i vospitanie sirot Golicy′ny′h (1782–1792) [Educational Strategies of Russian Aristocracy and the Upbringing of Orphans Golitsyn (1782–1792)]. In Evropejskoe prosveshhenie i civilizaciya Rossii (pp. 318–330). Moscow.

Berelovich, V. (2011). Guvernery′ v sem′e Golicy′ny′h. 1760–1780 gody′ [Tutors in the Golitsyn Family. 1760–1780]. In Chudinova, A. & Rzheuczkij, V. (Eds.). Franczuzskij ezhegodnik 2011: Frankoyazy′chny′e guvernery′ v Evrope XVII–XIX vv. (pp. 190–199).Moscow, IVI RAN.

Berelowitch, W. (1993). La France dans le « grand tour » des nobles russes au cours de la seconde moitié du XVIIIe siècle, Cahiers du monde russe et soviétique, 34, pp. 193–209.

Berelowitch, W. (2005). Modèles éducatifs des Lumières dans la noblesse russe: le cas des Golitsyne, Dix-huitième siècle, 37, pp. 179–194.

Black, J. (1979). Educating Women in Eighteenth-Century Russia. In Black, J. Citizens for the Fatherland. Education, Educators, and Pedagogical Ideals in Eighteenth Century Russia (pp. 152–171). New York, Columbia University Press.

Golicy′na, N. P. (2010). Moya sud′ba – e′to ya [My Destiny is Me]. 463 p. Moscow, Russkij Mir.

Grechanaya, E. P. (2010). Kogda Rossiya govorila po-franczuzski: Russkaya literature na franczuzskom yazy′ke (XVIII – pervaya polovina XIX veka) [When Russia Spoke French: Russian Literature in French (18th – 1st Half of the 19th Century)]. 382 p. Moscow, IMLI RAN.

Gretchanaia, E. & Viollet, C. (2008). Si tu lis jamais ce journal... Diaristes russes francophones, 1780–1854. 345 p. Paris, CNRS Éditions.

Gretchanaia, E. (2012). « Je vous parlerai la langue de l‘Europe... ». La francophonie en Russie (XVIIIe–XIXe siècles). 411 p. Bruxelles, P. I. E. Peter Lang.

Nauchno-issledovatel′skij otdel rukopisej Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki [Research Department of Manuscripts, Russian State Library]. F. 19; F. 64.

Offord, D. (2014). Francophonie in Imperial Russia. In Rjéoutski, V., Argent G. & Offord, D. (Eds.). European Francophonie: The Social, Political and Cultural History of an International Prestige Language (pp. 371–404). Oxford, Peter Lang.

Peters, T. P. (2011). K voprosu o professional′nom obrazovanii sy′novej knyagini Natal′i Petrovny′ Golicy′noj [On the Issue of Professional Education of Natalia Petrovna Golitsyna’s Sons]. In Ryazanov, A. M. (Ed.). Hozyaeva i gosti usad′by′ Vyazyomy′: Materialy′ XVI Golicy′nskih chtenij, 24–25 yanvarya 2009 g.; Materialy′XVII Golicy′nskih chtenij, 23–24 yanvarya 2010 g. (pp. 427–435). Мoscow.

Preuß, H. (2013). Vorläufer der Intelligencija?! Bildungskonzepte und adliges Verhalten in der russischen Literatur und Kultur der Aufklärung. 427 p. Berlin, Frank & Timme.

Pushkareva, N. (2003). Russian Noblewomen’s Education in the Home as Revealed in Late 18th- and Early 19th-Centruy Memoirs. In Rosslyn W. (Ed.). Women and Gender in Eighteenth-Century Russia. Ashgate, Aldershot.

Rjéoutski, V. (2013a). Le français et d’autres langues dans l’éducation en Russie au XVIIIe siècle, Вивлiоθика : E-Journal of Eighteenth-Century Russian Studies, 1, pp. 20–47. Available at: http://vivliofika.library.duke.edu/article/view/14789/6237 (accessed:30.03.2015).

Rjéoutski, V. (2013b). Le précepteur francophone en Russie au XVIIIe siècle. In Rjéoutski, V. & Tchoudinov A. (Eds.) Le précepteur francophone en Europe (XVIIe–XIXe siècles) (pp. 117–138). Paris, L’Harmattan.

Rjéoutski, V. (2015, sous presse). L’éducation d’une jeune fille noble d’après la correspondance d’une gouvernante suisse, Cécile Olivier. In Rjéoutski, V. (Comp., Ed.). Quand le français gouvernait la Russie. L’éducation de la noblesse russe, deuxième moitié du XVIIIe – première moitié du XIXe siècle. Paris, L’Harmattan.

Rossijskij gosudarstvenny′j arhiv drevnih aktov [Russian State Archive of Ancient Acts]. F. 1263; F. 1278; F. 1386.

Rossijskij gosudarstvenny′j istoricheskij arhiv [Russian State Historical Archive]. F. 1092; F. 1117.

Rzheuczkij, V. S. & Chudinov, A. V. (2010). Russkie «uchastniki» Franczuzskoj revolyucii [Russian Participants of the French Revolution]. In Franczuzskij ezhegodnik 2010: Istochniki po istorii Franczuzskoj revolyucii XVIII v. i e′pohi Napoleona (pp. 6–236). Moscow, IVI RAN.

Sheremetev, P. S. (1916). Vyazyomy′ [Vyazyomy]. 264 p. Petrograd, Tovarishhestvo Golike i Vil′borg.

Shishkov, A. (1812). Rassuzhdenie o lyubvi k Otechestvu [A Reflection on the Love for Motherland]. In Chtenie v Besede lyubitelej russkogo slova (Bk. 5, pp. 3–54). Saint Petersburg, V Medicinskoj Tipografii.

Stremooukhoff, D. (1934). Les Russes à Strasbourg au XVIIIe siècle, Revue d’Alsace, 81, pp. 3–21.

Vöss, J. (1997). Les étudiants de l’Empire russe à l’université de Strasbourg au XVIIIe siècle. In Grau, C., Kapr, S. & Vöss, J. (Eds.). Deutsch-russische Beziehungen im 18. Jahrhundert (pp. 351–371). Wiesbaden.

Witte, G. (2001). Ekaterina Daškovas Memoiren als Bildungsutopie. In Lehmann-Carli, G., Schippan, M., Scholz, B. & Brohm, S. (Eds.). Russische Aufklärungsrezeption im Kontext offizieller Bildungskonzepte (1700–1825) (pp. 345–363). Berlin, Berlin-Verl. Spitz.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/qr.2015.2.102

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2311-911X (Print)
ISSN 2310-757X (Online)

 

BASE Search eLibrary WorldCat