Paris-Wien-St. Petersburg oder Alger-Brno-Charkiv?: Wissenstransfer und die ‚composite states‘

Jan Surman

Аннотация


В последние десятилетия обмен знаниями между столицами государств стал главным источником развития науки. Провинциальным городам империй в недавних исследованиях уделялось мало внимания – в том числе и потому, что ученые рассматривают их историю как независимых государств. В настоящей статье я представляю альтернативный метод концептуализации и описания контактов между центрами и их провинциальными владениями, а также взаимодействия между империями. Опираясь на идеи Юрия Лотмана, Андреаса Каппелера и Морица Чаки, я предлагаю рассматривать провинции и периферию как необходимую составляющую интеллектуальной карты империй, а их взаимодействие с центром – как важный момент в порождении знания. Я рассматриваю такие процессы на примере мультикультурного и межъязыкового обмена, включая труды ученых, считавших себя поляками и украинцами и помогавших передавать новое знание в центры империй. Я настаиваю на том, что периферия является благоприятным местом для инноваций, так как она свободна от строгого контроля центра и при этом, благодаря своему разнородному характеру, открыта для воздействия множества взглядов. Прежде всего это касается историографии, относительно которой в XIX в. Киев служил инновационным центром Российской империи. Также позитивизм Джона Стюарта Милля впервые был описан на русском языке ученым польского происхождения Бальтазаром Калиновским в Санкт-Петербурге в контексте польских (внутренних) организаций эмигрантов. С другой стороны, благодаря философу Генриху Струве, профессору Варшавской главной школы, а впоследствии Императорского Варшавского университета, были обнаружены проблемные вопросы в сфере логики и истории философии. Когда Струве защищал докторскую диссертацию в Москве, его противоречивые взгляды вызвали споры молодых, но уже именитых ученых вокруг материализма. Позже, создавая свои работы почти исключительно на польском, он опубликовал труды и на русском языке на тему современной философии и логики, представляя новый взгляд на вещи, обусловленный проживанием на западной периферии страны. И, наконец, роль социолога еврейского происхождения Людвика Гумпловича, гражданина Польши и профессора университета Граца, города Габсбургской периферии, была ключевой для социологии поздней Российской империи, и его цитируют ранние марксистские труды. Гумплович оказался сразу на нескольких перифериях – в силу своего еврейского происхождения, а также антиклерикальных и научных воззрений. Но его труды по социологии пришли в Россию через Францию, где были популяризованы Рене Уормом и его Международным институтом социологии, также учреждением периферийного характера, хотя и находившимся в самом центре Парижа.


Ключевые слова


история науки; имперская история; периферия; позитивизм; передача знаний

Полный текст:

PDF

Литература


Andruchowytsch, J. (2014). Die Polen. Aus der Perspektive eines Angenäherten. Festvortrag, Dritte Tagung Deutsche Polenforschung, Wissen, Verstehen, Übersetzen: Nachbarn im Dialog, Gießen, 20. bis 22. März.

Anonym (1894). [Diskussion zu Ludwik Gumplowicz: ‘Un programme de sociologie’]. In Annales de l’institut international de sociologie. Vol. 1. Travaux du prémier congrès (p. 105–110). Paris, Giard & Brière.

Bachmann-Medick, D. (2004). Kulturanthropologie und Übersetzung. In Kittel, H., Frank, A. P. & al. (Eds.). Übersetzung, Translation, Traduction. Ein internationals Handbuch zur Übersetzungsforschung. An International Encyclopedia of Translation Studies. Encyclopédie internationale de la recherche sur la traduction (in 3 vols.) (Vol. 1, p. 155–165). Berlin & New York, de Gruyter 2004.

Baleva, M. (2011). Fremde Künstler – eigene Mythen. Der polnische Künstler Antoni Piotrowski und das Massaker im bulgarischen Batak. In Krüger, M. & Woldt, I. (Eds.). Im Dienst der Nation. Identitätsstiftungen und Identitätsbrüche in Werken der bildenden Kunst (S. 373–397). Berlin, Akademie Verlag.

Beauvois, D. (1977). Lumières et société en Europe de l’Est. L’Université de Vilna et les écoles polonaises de l’Empire russe (1803–1832). Vol. 2, 912 p. Lille & Paris, Champion, 1977.

Boehmer, E. (2002). Empire, the National, and the Postcolonial, 1890–1920. Resistance in Interaction. 252 p. Oxford, OUP.

Bolotnikov, A. (1926). Sociologicheskaya doktrina Gumplovicha [Gumplowicz’s Sociological Doctrine], Pod znamenem marksizma, 7–8, pp. 135–162.

Borzym, S. (1974). Poglądy filozoficzne Henryka Struvego. 255 p. Wrocław, Zakład Narodowy im. Ossolińskich.

Brzechczyn, K. & Paprzycka, K. (Eds.). (2012). Thinking about Provincialism in Thinking (Poznań Studies in the Philosophy of the Sciences and the Humanities. Vol. 100.) 301 p. Amsterdam & New York, Rodopi.

Csáky, M. (2010). Das Gedächtnis der Städte. Kulturelle Verflechtungen - Wien und die urbanen Milieus in Zentraleuropa. 417 p. Wien, Böhlau.

Dmitriev, A. N. (2006). The State, the Universities, and the Reform of Higher Education in Russia during the First World War. In Maurer, T. (Ed.). Kollegen – Kommilitonen – Kämpfer: europäische Universitäten im Ersten Weltkrieg (S. 147–158). Stuttgart, Steiner.

Donnert, E. (2007). Die Universität Dorpat-Juŕev 1802-1918. Ein Beitrag zur Geschichte des Hochschulwesens in den Ostseeprovinzen des Russischen Reiches. 256 p. Frankfurt & Bern u.a., Peter Lang.

Ellis, Ch. (2010). Natural science. In: Leatherbarrow, W. & Offord, D. (Eds.) A History of Russian Thought (pp. 286–307). Cambridge, Cambridge University Press.

Espagne, M. (Ed.). (2005). Russie, France, Allemagne, Italie: Transferts Quadrangulaires du Néoclassicisme aux Avant-Gardes. 248 p. Tusson, Du Lérot.

Feichtinger, J. & Cohen, G. B. (Eds.). (2014). Understanding Multiculturalism. The Habsburg Central European Experience. 246 p. New York & Oxford, Berghahn Books.

Fincham, G. & Hooper, M. (Eds.). (1996). Under Postcolonial Eyes: Joseph Conrad after Empire. 216 p. Rondebosch, UCT Press.

Frémont, A. (1972). La région, espace vécu: Mélanges offerts à A. Meynier. 223 p. Rennes, P. U. B.

Gałczyńska-Kiliańska, K. (1974). Polacy w kraju półksiężyca. 224 p. Kraków, Wydawnictwo Literackie.

Gordin, M. D. (2009). Points Critical: Russia, Ireland, and Science at the Boundary. In: Osiris. Vol. 24 : National Identity : The Role of Science and Technology (pp. 99–119). Chicago, Chicago University Press.

Groniowski. K. (1962). Próba stworzenia polskiego ośrodka naukowego w Petersburgu przed 1863 r., Kwartalnik Historii Nauki i Techniki, 4, pp. 461–476.

Jauss, H. R. (1987). Die Theorie der Rezeption - Rückschau auf ihre unerkannte Vorgeschichte. 75 p. Konstanz, Universitätsverlag Konstanz.

Jöns, H. (2011). Centers of Calculation. In Agnew, J. & Livingstone, D. N. (Eds.). The SAGE Handbook of Geographical Knowledge (pp. 158–171). London, SAGE Publications Ltd. 116 Problema voluminis

Kaganovich, B. S. (1998). Vitol′d Kula: e′konomicheskaya istoriya i istoriya mental′nosti [Witold Kula: History of Economy and History of Mentality], Odissej. Chelovek v istorii. Kul′turnaya istoriya social′nogo. 1996 (pp. 275–298). Moscow, Nauka.

Kalinovskij, B. (1859). O razvitii i rasprostranenii idei svobodnoj torgovli i o primenenii ee k polozhitel′nym zakonodatel′stvam v glavnyh evropejskih gosudarstvah [On The Development and Dissemination of the Idea of Free Commerce and About Its Use in the Laws in the Main European States]. 224 p. Saint-Petersburg, Tipografiya Ryumina i Ko.

Kan, S. (2009). Lev Shternberg: Anthropologist, Russian Socialist, Jewish Activist. 550 p. Lincoln, University of Nebraska Press, 2009.

Kappeler, A. (2012). Russland und die Ukraine: verflochtene Biographien und Geschichten. 395 p. Wien, Böhlau Verlag.

Kiyan, O. (2005). Volodimir Antonovich: іstorik j organіzator “Kiїvs′koї іstorichnoї shkoli” [Volodmyr Atonovych: Historian and Orgainzer of the „Kiew Historical School“]. 490 p. Kiev, RVC KDPU іm. V. Vinnichenka.

Kłańska, M. (2012). Facetten des galizischen Elends. Stanisław Szczepanowskis Das Elend Galiziens in Ziffern [Nędza Galicyi w cyfrach, 1888]. In Giersch, P., Schößler, F. & Krobb, F. (Eds.). Galizien im Diskurs. Inklusion, Exklusion, Repräsentation (pp. 57–77). Frankfurt am Main, Peter Lang.

Kosova, Yu. S. (2002). Sociologiya Lyudviga Gumplovicha [Sociology of Ludwik Gumplowicz]. 125 p. Saint-Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvenny′j universitet.

Lambert, D. & Lester, A. (2006). Colonial Lives across the British Empire: Imperial Careering in the Long Nineteenth Century. 396 p. Cambridge, Cambridge University Press.

Latour, B. (1987). Science in Action: How to Follow Scientists and Engineers through Society. 274 p. Cambridge, Harvard University Press.

Le Riderm J. (2002). Deutsch-französischer Kulturtransfer: Zur Übertragbarkeit dieses Modells auf Ostmitteleuropa. In Le Rider, J., Kofler, G. & Strutz, J. (Eds.). Kulturelle Nachbarschaft. Zur Konjunktur eines Begriffs (pp. 197–237). Klagenfurt, Wien, Ljubljana & Sarajevo, Wieser Verlag.

Lechicki, Cz. (1975). Krakowski ‘Kraj’: 1869–1874. 186 p. Wrocław, Zakład Narodowy im. Ossolińskich.

Lipphardt, V. & Ludwig, D. (2014). Knowledge Transfer and Science Transfer. In European History Online (EGO), published by the Institute of European History (IEG),

Mainz, 12.12.2011. Available at: http://www.ieg-ego.eu/lipphardtv-ludwigd-2011-en (accessed 28.12.2014).

Lotman, Yu. M. (2000). Universe of the mind: a semiotic theory of culture. 288 p. Bloomington, Indiana University Press.

Mandlerová, J. (1969). K zahraničním cestám učitelů vysokých škol v českých zemích (1888–1918), Dějiny věd a techniky, 4, pp. 232–246.

Maurer, T. (2004). Der Weg zur Mündigkeit. Auslandsaufenthalte rußländischer Wissenschaftler im 19. und frühen 20. Jahrhundert, Hyperboreus. Studia Classica, 10/1–2, pp. 60–77.

Mignolo, W. (2011). Decolonizing Western Epistemology / Building Decolonial Epistemologies. In Isasi-Diaz, A. M. & Mendieta, E. (Eds.). Decolonizing Epistemologies (pp. 19–43). New York, Fordham University Press.

Mill′, Dzh. S. (Cherny′shevskij, N., transl.). (1905). Osnovaniya politicheskoj e′konomii s nekotory′mi iz ih primenenij k obshhestvennoj filosofii [Principles of Political Economy with Some of Their Applications to Social Philosophy]. In Cherny′shevskij, N. G. Polnoe sobranie sochinenij (in 10 vols.). Vol. 7, 426 p. Saint-Petersburg, Tipografiya F. Vajsberga i P. Gershunina.

Mill′, Dzh. S. (Rezener, F., transl.; Lavrov, P. L., ed., comment.). (1865, 1867). Sistema logiki [System of Logics]. Vol. 1, 602 p. Vol. 2, 550 p. Saint-Petersburg, Izdanie M. O. Vol′fa.

Miller, A. I., Sdvizhkov, D. & Shirle I. (Eds.). (2012) «Ponyatiya o Rossii»: K istoricheskoj semantike imperskogo perioda [“Conceps about Russia”: On Historical Semantics of the Imperial Period] (in 2 vols.). Vol. 1, 576 p. Vol. 2, 496 p. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.

Mitterbauer, H. (2004). Kulturvermittlung um 1900: Hermann Bahr, Franz Blei und Max Brod. In Mitterbauer, H. & Kokorz, G. Übergange und Verflechtungen (pp. 75–98). Bern, Peter Lang.

Mosbah-Natanson, S. (2008). Internationalisme et Tradition Nationale: le Cas de la Constitution de la Sociologie Française autour de 1900, Revue d’Histoire des Sciences Humaines, 1/18, pp. 35–62.

Nowak, L. (2012). The Structure of Provincial Thought Half Essay, Half Thesis (1998). In Brzechczyn, K. & Paprzycka, K. (Eds.). Thinking About Provincialism in Thinking (Poznan Studies in the Philosophy of the Sciences and the Humanities. Vol. 100) (pp. 51–66.). Amsterdam & New York, Rodopi.

Prus, B. ([1879]). Logika Milla, Biblioteka Publiczna m.st. Warszawy – Biblioteka Główna Województwa Mazowieckiego, sygn. 194. IV.

Raj, K. (2007). Relocating Modern Science: Circulation and the Construction of Knowledge in South Asia and Europe, 1650–1900. 285 p. Basingstoke, Palgrave.

Rajkov, B. E. (1959). Russkie biologi-jevoljucionisty do Darvina. Materialy k istorii jevoljucionnoj idei v Rossii [Russian Biologists-Evolutionists up to Darwin. Materials to the History of Evolutionary Idea in Russia]. Vol. 4, 588 p. Moscow.

Rasmussen, A. (1989). Les Congrès Internationaux Liés aux Expositions Universelles de Paris, 1867–1900, Cahiers Georges Sorel, 7, pp. 23–44.

Ringer, F. K. (1969). The decline of the German mandarins: the German academic community 1890–1933. 528 p. Cambridge, Harvard University Press.

Rolf, M. & Buchen, T. (Eds.). (2014). Imperiale Biographien, Geschichte und Gesellschaft, 40/1.

Saarts, T. (2012). Construction of Peripheries: Foucault vs. Lotman and the Potential Peripherisation of New Member States in the EU. In Andrássy, G. & Käkönen, J. (Eds.). European Peripheries (pp. 21–38). Pécs, University of Pécs.

Schaffer, S., Roberts, L., Raj, K. & Delbourgo, J. (Eds.). (2009). The Brokered World Go-Betweens and Global Intelligence, 1770–1820. 522 p. Sagamore Beach, Science History Publications.

Sdvizhkov, D. & Vishlenkova, E. (Eds.). (2013). Izobretenie veka. Semantika vremeni XIX stoletiya v Rossii i Evrope [Inventing a Century. Semantics of Time in 19th Century Russia and Europe]. 368 p. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.

Siljak, A. (2001). Between East and West: Hegel and the Origins of the Russian Dilemma, Journal of the History of Ideas, 62/2, pp. 335–358.

Slaboshpicz′kij, M. (2006). Ukraїns′kі mecenati: Narisi z іstorії ukraїns′koї kul′turi [Ukrainian Patrons: Sketches from the History of Ukrainian Culture]. 412 p. Kiev, Vid-vo M. P. Kocz′ & Yaroslavіv Val.

Snyder, T. (2014). Putins Projekt, Frankfurter Allgemeine Zeitung 13.04.2014. Available at: http://www.faz.net/aktuell/politik/die-gegenwart/ukraine-putins-projekt-12893812.html.

Sorokin, P. (1928). Contemporary Sociological Theories. 785 p. New York, Harper & Brothers.

Struve, Genrih Egorovich. In E′nciklopedicheskij slovar′ Brokgauza i E′frona (in 86 vols). (1901). (Vol. 31a, pp. 830–832). St. Petersburg, F. A. Brokgauz — I. A. Efron.

Suchodolski, B. (Ed.). (1977) Historia nauki polskiej. Vol. 3, 868 p. Wroclaw, Zakład Narodowy im. Ossolińskich, Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk.

Suchodolski, B. (Ed.). (1983) Historia nauki polskiej. Vol. 4, 1124 p. Wroclaw, Zakład Narodowy im. Ossolińskich, Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk.

Surman, J. (2007). Entre Indifférence et Transfert d’Idées: la Réception de la Sociologie Autrichienne en France avant la Première Guerre Mondiale, Austriaca. Cahiers universitaires d’information sur l’Autriche (Rouen), 63, pp. 119–132.

Surman, J. (2015). The Circulation of Scientific Knowledge in the Late Habsburg Monarchy: Multicultural Perspectives on Imperial Scholarship. In Austrian History Yearbook. Vol. 62, pp. 163–182.

Surman, J. & Mozetič, G. (2010). Ludwik Gumplowicz i jego Socjologia. In Dwa życia Ludwika Gumplowicza Wybór tekstów (pp. 9–83). Warsaw, Oficyna Naukowa.

Tarde, G. (1893) [Compte rendu de] Louis Gumplowicz, La lutte des Races, Revue Philosophique, 34, pp. 618–638.

Usenko, P. G. (2011). Іnіcіativi Z. Sєrakovs′kogo u sferі reform 1860-h rr [Z. Serkarowski’s Reform Initiatives in the 1860s], Problemi Іstorії Ukraїni XIX — pochatku XX st., 7, pp. 207–222.

Valkova O. (2002). Wissenschaftssprache und Nationalsprache. Konflikte unter russischen Naturwissenschaftlern in der Mitte des 19. Jahrhunderts. In Jessen, R. & Vogel, J. (Eds.). Wissenschaft und Nation in der Europäischen Geschichte (pp. 59–79). Frankfurt & New York, Campus.

Vucinich, A. (1970). Science in Russian Culture 1861–1917. 575 p. Stanford, Stanford University Press, 1970.

Zajceva, Z. І. (2006). Ukraїns′kij naukovij ruh: іnstitucіonal′nі aspekti rozvitku (kіnecz′ XIX — pochatok XX st.) [Ukrainian Scientific Movement: Institutional Aspects of its Development (End of the 19th – Beginning of 20th century)]. 368 p. Kiev, KNEU.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/qr.2015.3.114

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2311-911X (Print)
ISSN 2310-757X (Online)

 

BASE Search eLibrary WorldCat