Сибирский Вавилон: шведские узники в начале XVIII в.

Elena Glavatskaya, Gunnar Thorvaldsen

Аннотация


Статья посвящена истории нахождения шведов в Сибири с момента их захвата в 1709 г. и до освобождения после подписания мирного договора в 1721 г. На материалах мемуаров, дневников, литературных сочинений шведов и документов Тобольского филиала Тюменского государственного архива в статье рассматривается то, каким образом пленные сохраняли свою идентичность в местах ссылки. Конфессиональный изоляционизм пленных поддерживался неприязнью, которую испытывали лютеране к представителям православного исповедания и тем из своих соотечественников, кто перешел в него. Рассмотрены вопросы приобщения пленных к местной культурной жизни и их интерес к людям, рядом с которыми они провели более десятка лет.

Одной из острых проблем, с которыми пришлось столкнуться пленным в Сибири, было создание семьи. В условиях нехватки невест лютеранского вероисповедания пленные вырабатывали свои стратегии брачного поведения. Так, многие вдовы неизбежно оказывались вовлечены в новые отношения сразу после смерти мужей. Большинство межконфессиональных браков с православными невестами распалось после заключения мирного договора и возвращения пленных на родину.

Авторами установлено, что диаспора пленных шведов представляла собой систему из 75 самостоятельных колоний-поселений, разбросанных по всей стране. В основном они были сосредоточены в трех регионах – центральном, приволжском и западно-сибирском. Колонии были связаны с фельд-комиссариатом, учрежденным в Москве, и с десятью представительствами на местах размещения военнопленных. Высшие армейские чины и аристократия были поселены в столице и ее пригородных монастырях; большая часть рядовых и младших офицеров трудились на заводах и верфях. Наиболее образованная часть офицерства оказалась на территории Азиатской части России, в особенности на Урале и в Западной Сибири. Самой организованной, активной и успешно адаптированной являлась колония в Тобольске.

Документы свидетельствуют, что в кризисной ситуации плена религия стала системообразующей осью, вокруг которой концентрировалась жизнь сообщества пленных. При этом инициатива по созданию институтов, необходимых для полнокровной религиозной жизни в изгнании, зарождалась в среде самих пленных. Они активно создавали приходы и группы для обсуждения религиозных вопросов, обустраивали места для общественной службы, школы для молодежи и желающих поднять уровень своего духовного образования.

Сюжеты Ветхого Завета оказались более близки настроениям узников. Плен и высылка в Сибирь воспринимались многими как наказание за грехи, аналогичное ветхозаветному Вавилонскому плену, а освобождение связывалось с очищением и духовным ростом. Многие видели свою миссию в просвещении аборигенного населения и приняли активное участие в описании его религиозных традиций и христианизации.


Ключевые слова


Северная война; пленные шведы; лютеранство в России; пиетизм; сибирская ссылка; шведы в Сибири.

Полный текст:

PDF

Литература


Åberg, A. (1991). Fångars elände: karolinerna i Ryssland 1700–1723 [Prisoners’ Misery: The Carolingians in Russia, 1700–1723]. Stockholm : Natur och kultur.228 р.

Åberg, A. (1999). Karolinska kvinnoöden [Carolingian Womens’ Destinies]. Stockholm: Natur och kultur, 1999. 170 p.

Åberg, A., Bo, F. (1978). Vår svenska historia [Our Swedish History]. Stockholm : Natur och kultur, 559 p.

Billington, D. Kh. (2001). Ikona i topor. Opyt istolkovaniia istorii russkoi kul’tury. [Icon and the Axe : Interpreting the History of Russian Culture]. M. : Rudomino. 880 р.

Der allerneueste Staat (1725). Der allerneueste Staat von Siberien: einer grossen und zuvor wenig bekannten moscowitischen Provinz in Asien … nebst einer historischenNachricht von den merckwürdigen Begebenheiten derer in diesem Lande gefangenen Schweden [The Latest State of Siberia : A Huge and Hitherto Little Known Muscovite Province in Asia … Including Historical News About the Peculiar Events of the Swedish Imprisoned in This Land]. Nürnberg : bei Wolfgang Moritz Endters seel. Erben. Pp. 157–161.

Bell, J. (1966). A Journey from St. Petersburg to Pekin, 1719—22 / ed. by J. L. Stevenson. Edinburgh : Edinburgh University Press, 248 p.

Glavatskaya, E. M. (2005). Religioznye traditsii khantov. XVII–XX vv. [Religious Traditions Among the Khanty in the Seventeenth to the Twentieth Century]. Ekaterinburg-Salekhard : RA ARTmedia, 360 s.

Glavatskaya, E. M. (2015). Lyuterane Srednego Urala v XVIII – vtoroi polovine XIX v.: instituty, rasselenie, chislennost’ [Lutheran Communities in the 18th – 19th Centuries Urals: Institutions, Distribution, Statistics] // Izvestiia Ural’skogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Ser. 2. № 2. C.112–119.

Glavatskaya, E. M. (1999). A byl li vybor? Argumenty protiv teorii nenasil’stvennogo kreshcheniia khantov i mansi v 1712–1715 gg. [Was there a Choice? Arguments against the Theory of the Khanty and Mansi Voluntarily Baptism in 1712–1715] // Ural’skii sbornik. Istoriia. Kul’tura. Religiia. III. Ekaterinburg : Izd-vo UrGU, 1999. S. 82–103.

Gentes, A. A. (2003). “Licentious Girls” and Frontier Domesticators: Women and Siberian Exile from the Late 16th to the Early 19th Centuries // Sibirica. 2003. № 3 (1). Рр. 3–20.

Zuev, A. I. (1997). “V russkuiu sluzhbu shel voleiu” (Shvedskie voennoplennye perioda Severnoi voiny na russkoi sluzhbe v Vostochnoi Sibiri [The Russian service Joined Willingly (Swedish Prisoners of Great Northern War on Russian service in Eastern Siberia)] // Istoricheskoe, prirodnoe i kul’turnoe nasledie. Vyp. 2. Ulan-Ude. S. 7–17.

Kagg, L., Lewenhaupt, A. (1912). Leonhard Kaggs Dagbok 1698–1722 [Leonhard Kagg’s Diary, 1698–1722]. Stockholm : Nordiska bokhandeln. 331р.

Karolinska krigares dagböcker (1901–1918). Karolinska krigares dagböcker jämte andra samtida skrifter [Karolingian Warriors’ Diaries and Other Contemporary Writings]. Lund : Gleerup. Vol. 1–12.

Krueger, J. R. (1975). “Introduction” // Das nord- und ostliche Theil von Europa und Asia [The Northern and Eastern Part of Europe and Asia] / ed. Philip Johan von Strahlenberg. Szeged : Universität Attila József. Pp. 16–32.

Korepanov, N. S. (2009). Ural’skie staroobriadtsy i evropeiskie gornye spetsialisty v XVIII v.: problema vzaimodeistviia [Ural Old Believers and European Mining Engineers Interaction in the 18th Century] // Nemtsy na Urale XVII–XXI vv. Nizhnii Tagil. S. 20–25.

Larsson, O. (2009). “Karoliner i fångenskap i Sibirien” [Carolinians in prisonment in Siberia.] Populär Historia. URL: http://www.popularhistoria.se/artiklar/karolineri-fangenskap-i-sibirien/ (24 July 2009).

Müller, J. B. (1720). Leben und Gewohnheiten der Ostiacken, eines Volcks, dass bis unter dem Polo Arctico wohnet, wie selbiges aus dem Heydenthum i diesen Zeiten zur Christl. Griechischen Religion gebracht, mit etlichen curieusen Anmerckungen vom Königreich: Siberien … In der Gefangenschafft daselbst beschrieben und anjetzo mit einer Vorrede versehen [Life and Customs of the Ostiaks, a People Who Live Under the Arctic Pole, Who in These Days are Brought from Heathendom to the Christian Greek Religion, with Some Pe- culiar Remarks About the Kingdom Siberia… : Written in Imprisonment and now Furnished with a Foreword]. Berlin, 1720.

Muller J. B. (1722-23). The manners and Customs of the Ostiacks, A nation that extends to the frigid Zone; How they were, in the Year 1712, converted from Paganizm to the Christian Religion of the Grecian Confession. With some curious remarks on the Kingdom of Siberia, and the Streights of Nassau or Waigats. Described by John Berngard Muller, a swedish Captain of Dragoons, in the Captivity: and sent by him to Petersburg the 12th of December 1716 // Weber F. C. The present state of Russia being an account of the government of that country, woth civil and ecclesiastical; of the Czar’s forces be sea and land, the regulation of his finances, the several methods he use of to civilize his people and improve the country, his transactions with several eastern princes, and what happened most remarkable at his court, particularly inrelation to the late czarewitz, from the year 1714, to1720. Translated from the High-Dutch. 1st ed. London, W. Taylor. Pp. 37–92.

Pihlström, A. (1903). Anders Pihlströms Dagbok 1708–1723 [Anders Pihl ström’s Diary, 1708–1723]. Stockholm : Nordiska bokhandeln. 145 p.

Shebaldina, G. V. (2005). Shvedskie voennoplennye v Sibiri: pervaia chetvert’ XVIII veka. [Swedish War Prisoners in Siberia in the First Quarter of the Eighteenth Century]. М. : RGGU, 2005. 209 s.

Shebaldina, G. V. (2014). Zalozhniki Petra I i Karla XII. Povsednevnyi byt plennykh vo vremia Severnoi voiny. [Hostages of Peter I and Carl XII. Everyday life of the Prisoners of the Northern War]. M. : “Lomonosov”. 192 s.

Sjebaldina, G. (2010). Karolinska krigsfångar i Sibirien [Swedish War Prisoners in Siberia]. Stockholm. : Svenskt militärhistoriskt bibliotek. 191 р.

Stralenberg, F. (1738). An Historico-Geographical description of the North and Eastern Parts of Europe and Asia, but More Particularly of Russia, Siberia, and Great Tartary; Both in their Ancient and Modern State: together with an entirenew Polyglot-Table of the Dialects of 32 Tartarian Nations: And a vocabularly of the Kalmuck-Mungalian Tongue. As also A Large and Accurate Map of those Countries; and variety of cuts, representing Asiatick-Scythian Antiquities. Written originally in High German By Mr. Philip John von Strahlenberg, a Swedish officer, thirteen years captive in those Parts, now faithfully translated into English. London. 463 р.

Thorvaldsen, G. (2008). Swedes in Siberian Diaspora // Sibirica. Vol. 7. № 2. P. 47–66.

Wreech, C. F. (1725). Wahrhaffte und umständliche Historie von denen schwedischen Gefangenen in Russland und Siberien [Truthful and Comprehensive History of the Swedish Prisoners in Russia and Siberia]. Sorau : Rothe. 861 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/qr.2015.4.134

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2311-911X (Print)
ISSN 2310-757X (Online)

 

BASE Search eLibrary WorldCat