«Галантный диалог» с самой собой в мемуарах Екатерины II

Tatiana Akimova

Аннотация


Дан анализ мемуаров Екатерины II и «галантного диалога» как авторской стратегии императрицы, провозглашающей себя просвещенной государыней и выбирающей для этого особые способы воздействия на читателей. Под «галантным диалогом» во французской литературе и французском искусстве преимущественно XVII–XVIII вв., разрабатываемым французскими исследователями категории галантности (А. Виала, Д. Дени, К. Казанав), понимается не только особый тип эстетики, поэтики или стилистики писателя, но способ конструирования образов автора и читателя и авторская стратегия реализации просветительской доктрины Екатерины II. Поскольку мемуары Екатерины II отличаются от остальных ее произведений тем, что писались для себя, то и «галантный диалог» автор ведет прежде всего с самим собой. Следствием этого становится двойственное повествование мемуаров, в которых одновременно воссоздаются театральный и романный хронотоп. Театральный хронотоп выражается в трехчастном вертикальном расположении образов повествования – великой княгини Екатерины Алексеевны, императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Федоровича, в смеховых приемах их изображения, в моральном выводе, присущем жанру драматической пословицы, в смене масок героем-повествователем. Причиной подобного расположения персонажей становятся галантная норма и правила поведения при дворе, ею создаваемые, – так называемая «наука любви». Романный хронотоп представлен поэтапным личностным становлением героини, обучающейся через общение со своим окружением мирно жить в семье-дворце; умением через жизнерадостный смех возвышаться над нелепостями жизни; остраненным и незаинтересованным рассказом о важных жизненных обстоятельствах, таких как рождение наследника престола и путь к власти; акцентированием внимания на личных взаимоотношениях как наиболее ценимых в галантном повествовании; стремлением героини к счастью, заключающемуся в любви ближних.


Ключевые слова


Екатерина II; мемуары; «галантный диалог»; авторская стратегия.

Полный текст:

PDF

Литература


Cazanave, C. (2007). Le dialogue à l’âge classique. Étude de la littérature dialogique en France au XVIIe siècle [Dialogue in the Classical Age. A Study of Dialogic Literature in 17th Century France]. 632 p. Paris, Champion.

Denis, D. (2001). Le Parnasse Galant. Institution d’une catégorie littéraire au XVIIe siècle [The Parnasse Galant. The Establishment of a Literary Category in the 17th Century]. 400 p. Paris, Honoré Champion.

Fateeva, A. V. (2007). “Memoires” Ekaterinyi II v kontekste epohi Prosvescheniya (kontsept “Filosof na trone”), avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Catherine II’s Memoires in the Context of the Age of Enlightenment (The ‘Philosopher on the Throne’ Concept), PhD Thesis Abstract]. 17 p. Moscow, MPGU.

Grechanaya, E. P. (2010). Kogda Rossiya govorila po-frantsuzski: russkaya literature na frantsuzskom yazyike (XVIII – pervaya polovina XIX veka) [When Russia Spoke French: Russian Literature in French (18th – First Half of the 19th Century)]. 383 p. Moscow, IMLI RAN.

Imperatrica Ekaterina II, Cesarevich Pavel Petrovich i Velikaya knyaginya Mariya Fedorovna. Pis’ma, zametki i vypiski 1782–1796 [Empress Catherine II, Crown Prince Pavel Petrovich and Grand duchess Maria Fiodorovna. Letters, notes and extracts. 1782–1796]. (1894). 214 p. St Petersburg, Tipografija V. S. Balasheva.

Ekaterina II. Zapiski imperatritsyi Ekaterinyi II. Reprintnoe vosproizvedenie [Notes of Empress Catherine II. Reprint]. (1990). 288 p. Moscow, Nauka.

Ivanov, O. A. (2007). Ekaterina II i Petr III. Istoriya tragicheskogo konflikta [Catherine II and Peter III. The Story of the Tragic Conflict]. 735 p. Moscow, Tsentrpoligraf.

Kryuchkova, M. A. (2009). Memuaryi Ekaterinyi II i ih vremya [Catherine II’s Memoirs and Their Times]. 464 p. Moscow, [S. n.].

Loran, A. (2010). Margarita de Valua i ee “Memuaryi” [Margarita de Valois and Her Memoirs]. In Margarita de Valua. Memuaryi. Dokumentyi. St Petersburg, Izbrannyie pisma, Evraziya, pp. 232–272.

Pahsaryan, N. T. (2010). Galantnost [Gallantry]. In Evropeyskaya poetika ot antichnosti do epohi Prosvescheniya. 317 p. Moscow, Izdatelstvo Kulaginoy.

Pavlova, S. Yu. (2012). Dve modeli galantnosti v “Memuarah” Byussi-Rabotena [Two Models of Gallantry in Bussy-Rabutin’s Memoirs]. In Izvestija Saratovskogo universiteta. Ser. Filologiya. Zhurnalistika. Vol. 12, Iss. 4, pp. 40–46.

Prikazchikova, E. E. (2009). Kulturnyie mifyi v russkoy literature vtoroy polovinyi XVIII–nachala XIX veka [Cultural Myths in the Russian Literature of the Second Half of the 18th – Early 19th Centuries]. 528 p. Yekaterinburg, Izdatelstvo Ural. un-ta.

Razumovskaya, M. V. (2008). Fontenel’ [Fontenel]. In Russko-evropejskie literaturnye svyazi. St Petersburg, Fakul’tet filologii i iskusstv SPbGU, pp. 233–234.

Savkina, I. (2007) Razgovoryi s zerkalom i zazerkalem : Avtodokumentalnyie zhenskie tekstyi v russkoy literature pervoy polovinyi XIX veka [Talks with a Mirror and the World behind the Looking-glass: Auto-documentary Female Texts in the Russian Literature of the First Half of the 19th Century]. 440 p. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.

Vacheva, A. (2001). Klassitsisticheskiy diskurs v memuarah Ekaterinyi Vtoroy [Classical Discourse in Catherine II’s Memoirs]. In Vzaimodeystvie literatur v mirovom literaturnom protsesse. Problemyi teoreticheskoy i istoricheskoy poetiki. Grodno, Izdatelstvo Grodnenskogo universiteta, pp. 114‒120.

Vacheva, A. (2005). Romannyie prostranstva v memuarah Ekaterinyi II [Novel Spaces in Catherine II’s Memoirs]. In Vzaimodeystvie literatur v mirovom literaturnom protsesse. Problemyi teoreticheskoy i istoricheskoy poetiki. Grodno, Izdatelstvo Grodnenskogo universiteta, pp. 336‒341.

Vacheva, A. (2010). “«Zhizn i mneniya Tristrama Shendi, dzhentlmena” L. Sterna i “Zapiski” Ekaterinyi II [The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman by L. Sterne and Catherine II’s Notes]. In Hudozhestvennyiy perevod i sravnitelnoe izuchenie kultur: Pamyati Yu. D. Levina. St Petersburg, Nauka, pp. 198‒212.

Vatcheva, A. (2002). Les Memoires de Catherine la Grande: entre feminite et masculinite narratives. In S. van Dijk en M. van Strien-Chardonneau (Eds.). Feminites et masculinities dans le texte narratif avant 1800. La question du ‘gender’ Louvain/Paris, Peeters, pp. 73–86.

Vacheva, A. (2008). Roman’t na imperatritsata. Romanoviyat diskurs v avtobiografichnite zapiski na Ekaterina II. Rakursi na chetene prez XIX vek [The Empress’s novel. The Romanov Discourse in the Autobiographical Notes of Catherine II. Reading Councils in the 19th Century]. 364 p. Sofia, Universitetsko izdatelstvo “Sv. Kliment Ohridski”.

Volle, K., Grechanaya, E. P. (2006). Dnevnik v Rossii v kontse XVIII – pervoy polovine XIX v. kak avtobiograficheskaya praktika [The Diary in Russia in the Late 18th – First Half of the 19th Centuries as Autobiographical Practice]. In Avtobiograficheskaya praktika v Rossii i vo Frantsii. Moscow, IMLI RAN, pp. 57–111.

Viala, A. (2008). La France galante. 540 р. Paris, PUF.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/qr.2017.2.234

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2311-911X (Print)
ISSN 2310-757X (Online)

 

BASE Search eLibrary WorldCat