Образ христианского рая в коптской традиции (по материалам тканей из собрания Эрмитажа)

Olga Osharina

Аннотация


Изображение христианского рая – одна из излюбленных тем средневековой культуры, часто встречающаяся на фресках, мозаиках, саркофагах и предметах прикладного искусства. Как можно было видеть на многочисленных примерах позднеантичных тканей из собрания Государственного Эрмитажа, особенность изображений христианского рая в коптской традиции состоит в иконографическом разнообразии мотивов и образов, заимствованных в греко-римском и ближневосточном искусстве, по-своему переработанных египетскими мастерами, отражающих процесс становления Небесного Града Иерусалима.

Ключевые слова


Раннехристианское искусство Египта, христианский рай, символ, аллегория

Полный текст:

PDF

Литература


FALCK, M. (ed.). Ägypten, Schätze aus dem Wüstensand: Kunst und Kultur der Christen am Nil. Katalog zur Ausstellung. Wiesbaden, 1996.

AVERINCEV, S. S. Mnogocennaja zhemchuzhina: perevody s sirijskogo i grecheskogo.

Ed. N. P Averincevoj, K. B. Sigova. Kiev, 2004.

BOURGON-AMIR, Y. Les tapisseries coptes du Musée historique des tissus. Lyon; Montpellier, 1993. 2 vols.

CLEDAT, J. Monastère et la nécropole de Baouît. Le Caire, 1904.

CABROL, F., LECLERCQ, H. (eds.). Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie. Paris, 1914. T. 3. Part. 2.

WILPERT, J. (ed.). Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg im Breisgau, 1903. DUNBABIN, K. M. D. The mosaics of Roman North Africa: studies in iconography and patronage. Oxford; New York, 1978.

DUNBABIN, K. M. D. Mosaics of the Greek and Roman world. Cambridge; New York, 1999.

Efrem Sirin. Tvorenija. Moskva, 1995. T 5.

EGGER, G Koptische Textilien. Wien, 1967.

FLURY-LEMBERG, M. Textilkonservierung im Dienste der Forschung: ein Dokumentarbericht der Textilabteilung zum zwanzigjährigen Bestehen der Abegg-Stiftung. Bern, 1988.

HERMANN, A. “Der Nil und die Christen”. In Jahrbuch für Antike und Christentum 2 (1959). S. 30-69.

HODAK, S. “Das sogenannte Lebensbaum-Kandelabermnotiv auf koptischen Textilien”. In Bulletin de la Société de l’archéologie copte 35 (1996). P. 75-94.

IrinejLionskij. Protiv eresej. Ed. P. Preobrazhenskogo. Moskva, 2008.

VIVIAN, T. (ed.). Journeying into God: seven early monastic lives. Minneapolis, 1996. LIDOV, A. M. “Obraz Nebesnogo Ierusalima v vostochnohristianskoj ikonografii”. In lerusalim v russkoj kul’ture. Ed. A. L. Batalov. Moskva, 1994. S. 15-33.

MAGUIRE, H. “Christians, Pagans, and the representation of nature”. In Begegnung von Heidentum und Christentum im spätantiken Ägypten. Ed. D. Willers. Riggisberg, 1993. P. 131-160.

MakarijEgipetskij. Duhovnye slova i poslanija. Ed. A. G Dunaev. Moskva, 2002. MARTINIANI-REBER, M. Tissus coptes. Musée d’art et d’histoire, Genève, 30 mai - 27 octobre 1991. Genève, 1991.

PANICH, B. L. “Obraz Nebesnogo lerusalima v vostochno-hristianskom iskusstve: dinamika ikonografii ili ikonografija dinamiki?” In Bogoslovie, filosofija, slovesnost’: Trudy Vysshej religiozno-filosofskoj shkoly 5 (2000). S. 57-80.

PONOMAREV, A. Sobesedovanija sv. Grigorija Velikogo o zagrobnoj zhizni v ih cer- kovnom i istoriko-literaturnom znachenii. Opyt issledovanija pamjatnika hristianskoj agiologii i jeshatologii. Sankt-Peterburg, 1886.

RANOVICH, A. B. Pervoistochnikipo istorii rannego hristianstva. Moskva, 1933. FRANCHI DELL’ORTO, L., VARONE, A. (eds.). Rediscovering Pompeii: exhibition by New York City, IBM Gallery of Science and Art, 12 July - 15 September 1990. Rome, 1990.

RENNER, D. Die Textilien in der Sammlung des Prinzen Johann Georg von Sachsen. Mainz, 1982.

DEICHMANN, F. W. (ed.). DEICHMANN REPERTORIUM DER CHRISTLICH-ANTIKEN SARKOPHAGE. Mainz, 1967.

RUTSCHOWSCAYA, M.-H. Coptic fabrics. Paris, 1990.

SCHRENK, S. Textilien des Mittelmeerraumes aus spätantiker bis frühislamischer Zeit. Riggisberg, 2004.

SHURINOVA, R. D. Koptskie tkani. Sobranie Gosudarstvennogo muzeja izobrazitel’nyh iskusstv imeni A. S. Pushkina. Leningrad, 1967.

STAUFFER, A. Textiles d’Egypte de la collection Bouvier : antiquité tardive, période copte, premiers temps de l’Islam. Fribourg; Bern, 1991.

STAUFFER, A. Spätantike und koptische Wirkereien: Untersuchungen zur ikonographi- schen Tradition in spätantiken und frühmittelalterlichen Textilwerkstätten. Bern; New York, 1992.

STAUFFER, A. “Zur Datierung spätantiker Gold- Purpurgewebe”. In Methods of dating ancient textiles of the 1st millennium A.D. from Egypt and neighbouring countries. Ed. A. De Moor, C. Fluck. Tielt, 2007. P. 70-78.

SVENCICKAJA, I. S. Rannee hristianstvo: stranicy istorii. Moskva, 1988.

WALKER, A. W. “A space rich in blessing”. In Byzantine Women and their World. Ed. I. Kalavrezou. New Haven, 2003. P. 161-213.

WRZESNIOWSKI, A. “The figure of Orpheus in Early Christian Iconography”. In Archeologia: Rocznik Instytutu historii kultury materialnej Polskiej Akademii nauk 21 (1970). S. 112-123.




DOI: https://doi.org/10.15826/adsv.2015.43.004

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

E-mail: adsv-press@yandex.ru