«Те, кого соединил не Бог, но Диавол, должны вместе отведать одних стрел и ран»: обвинение в иконоборчестве у Никифора Григоры

Lev Lukhovitskiy

Аннотация


Никифор Григора первым их полемистов XIV в. выдвинул против Григория Паламы и его последователей обвинение в иконоборчестве, опираясь на сочинения Никифора Константинопольского, ложно приписанные Феодору Начертанному. В «Первых Антирретиках» и «Ромейской истории» он: 1. Обосновал правомочность использования антииконоборческих свидетельств в исихастских спорах; 2. Предложил оригинальную ересиологическую концепцию генетической и типологической связи между иконоборчеством и паламизмом; 3. Выстроил сложную систему политических аллюзий и исторических отражений, представив Паламу новым Евсевием Кесарийским, себя – новым Феодором Начертанным, а Иоанна VI Кантакузина – новым Феофилом.

Ключевые слова


иконоборчество, исихазм, ересиология, Григорий Палама, Никифор Григора, Никифор Константинопольский, Филофей Коккин, Евсевий Кесарийский, Феодор Начертанный, Иоанн VI Кантакузин

Полный текст:

Без имени

Литература


AFINOGENOV, D. E. Konstantinopolskij patriarhat i ikonoborcheskij krizis v Vizantii (787-847gg.). Moskva, 1997.

AFINOGENOV, D. E. “Arianskie spory v gomilijah patriarha Fotija (gomilii XV i XVI)”. In Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo Gumanitarnogo Universiteta 59 (2014). S. 28-39. (Ser. 2: Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi).

ALEXANDER, P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958.

ARISTARCHËS, S. (ed.). Phōtiou patriarchou Kōnstantinoupoleōs Logoi kai horniliai. Kōnstantinoupolis, 1900.

AUZEPY, M.-F. “Le Christ, l’empereur et l’image (VIIe - IXe siècle)”. In Eupsychia: mélanges offerts à Hélène Ahrweiler. Ed. M. Balard. Paris, 1998. P. 35-47.

BEYER, H.-V (ed.). Nikephoros Gregoras. Antirrhetica I. Wien, 1976.

CANDAL, M. “Argiro contra Dexio”. In Orientalia Christiana Periodica 23 (1957). P. 80-113.

CHRĒSTOU, P. K. (ed.). Gregoriou tou Palama Syngrammata. Thessalonikē, 1988. T. 4.

CHRYSSOSTALIS, A. “La reconstitution d’un vaste traité iconophile écrit par Nicéphore de Constantinople”. In Semitica et classica 2 (2009). P. 203-215.

CHRYSSOSTALIS, A. Recherches sur la tradition manuscrite du Contra Eusebium de Nicéphore de Constantinople. Paris, 2012.

DAGRON, G. Empereur et prêtre: étude sur le «césaropapisme» byzantin. Paris, 1996. FEATHERSTONE, J. M. “An Iconoclastic Episode in the Hesychast Controversy”. In Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 33 (1983). S. 179-198.

GLABINAS, A. A. Hē epi Alexiu Komnēnu (1081-1118) peri hierōn skeuōn, keimēliōn kai hagiōn eikonōn eris (1081-1095). Thessalonikē, 1972.

GOUILLARD, J. “Le Synodikon de l’Orthodoxie: édition et commentaire”. In Travaux et Mémoires 2 (1967). P. 1-316.

GUILLAND, R. (ed.). Correspondance de Nicéphore Grégoras. Paris, 1927.

Ioannes Kyparissiotes. Adversus Cantacuzenum. In Theologica varia inedita saeculi XIV. Ed. J. Polemis. Turnhout, 2012. P. 55-323.

JUGIE, M., PETIT, L., SIDERIDES, X. A. (eds.) Œuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios. Paris, 1930. Vol. 3.

KAÏMAKES, D. V (ed.). Philotheou Kokkinou dogmatika erga. Thessalonikē, 1972. T. 1. KOUNTOURA-GALAKE, E. “Constantine V Kopronymos or Michael VIII Paleologos the New Constantine? The Anonymous Encomium of Saint Theodosia”. In Βυζαντινά σύμμεικτα 15 (2002). Σ. 183-194.

KRASIKOV, S. V. “Metod analiza sochinenij otcov cerkvi, predlozhennyj Nikiforom Grigoroj v 1334/35 gg.” In Vizantijskij Vremennik 62 (2002). S. 123-132.

LOURIE, V M. “Raboty Antonio Rigo po istorii vizantijskogo isihazma”. In Vizantijskij Vremennik 55 (1994). S. 332-336.

LOURIE, B. “Une dispute sans justes: Léon de Chalcédoine, Eustrate de Nicée et la

troisième querelle sur les images sacrées”. In Studia Patristica 42 (2006). P. 321-339.

LUKHOVITSKIY, L. V. “Istorija pervogo perioda ikonoborchestva i aktual’naja politika v “Apologeticus atque Antirrhetici” patriarha Nikifora Konstantinopol’skogo”. In Vizantijskij Vremennik 68 (2009). S. 59-74.

LUKHOVITSKIY, L. V “Missija prp. Mihaila Sinkella i brat’ev Nachertannyh v istochnikah ΙΧ-XIV vv.: principy metafrazy i istoricheskaja pamjat’ ob ikonoborchestve”. In Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo Gumanitarnogo Universiteta 34 (2013). S. 58-73. (Ser. 3: Filologija).

LUKHOVITSKIJ, L. “Historical Memory of Byzantine Iconoclasm in the 14th c.: the Case of Nikephoros Gregoras and Philotheos Kokkinos”. In Aesthetics and Theurgy in Byzantium. Ed. S. Mariev, W.-M. Stock. Boston; Berlin, 2013. P. 205-233.

LUKHOVITSKIY, L. “Ασεβής Εύσέβιος: Eusebius’ of Caesarea Image in 14th Century Byzantium and its Sources”. In Byzantinoslavica 72 (2014). P. 234-246.

LUKHOVITSKIY, L. “Nikephoros Gregoras’ Vita of St. Michael the Synkellos: Rewriting Techniques and Reconstruction of the Iconoclast Past in a 14th cent. Hagiographical Metaphrasis”. In Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 64 (2014). P. 177-196.

LUKHOVITSKIY, L. V. “Spory o svjatyh ikonah pri Aleksee Ι Komnine: polemicheskie strategii i vybor istochnikov”. In Vizantijskij Vremennik 73 (2014). S. 88-107.

MAKAROV, D. I. “Iz kommentariev k pozdnevizantijskim tekstam. Zametka pervaja: Sv. Feofan Nikejskij, apostol Pavel i bogoslovskaja tradicija ikonopochitatelej: k postanovke problemy”. In Problemy teologii 4 (2007). S. 114-134.

MEYENDORFF, J. Zhizn’ i trudy svjatitelja Grigorija Palamy: vvedenie v izuchenie. Sankt-Peterburg, 1997.

MOSCHOS, D. N. Hoi philosophikes proypotheseis tou Antiesychasmou tou Nikephorou Gregora (Diss.). Athena, 1994.

Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani Antirrhetici tres. Apologeticus pro sacris imaginibus. In Patrologiae graeca 100 (1865). Cols. 205A - 832A.

Nicephori Constantinopolitani Eusebii Caesariensis confutatio. In Spicilegium Sole- smense complectens sanctorum patrum scriptorumque ecclesiasticorum anecdota hac- tenus opera. Ed. J. B. Pitra. Paris, 1852. Vol. 1. P. 371-503.

Nicephori Gregorae Byzantina historia. Ed. I. Bekker, L. Schopen. Bonn, 1829-1855. 3 vols.

Nikephoros Gregoras. Rhomäische Geschichte (Historia Rhomaïke). Ed. J. L. van Dieten. Stuttgart, 1994. 4. Teil.

Nikephoros Gregoras. Rhomäische Geschichte (Historia Rhomaïke). Ed. F. Tinnefeld. Stuttgart, 2007. 6. Teil.

OSTROGORSKY, G. A. “Soedinenie voprosa o svjatyh ikonah s hristologicheskoj dog- matikoj pravoslavnyh apologetov rannego perioda ikonoborchestva”. In Seminarium Kondakovianum 1 (1927). P. 35-48.

PAPAROZZI, M. “Appunti per lo studio degli inediti Antirrhetici posteriores di Niceforo Gregoras”. In Atti della Accademia nazionale dei Lincei. Rendiconti Lincei. Scienze morali, storiche e filologiche 28 (1973). P. 921-951.

PRATSCH, Th. “Nikephoros I. (806-815)”. In Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. Ed. R.-J. Lilie. Frankfurt am Main, 1999. S. 109-147.

Prochoros Cydones. De lumine Thaborico. In Theologica varia inedita saeculi XIV. Ed. J. Polemis. Turnhout, 2012.

RIGO, A. “L’ Epistola a Menas di Gregorio Palamas e gli effetti dell’orazione” In Cri- stianesimo nella storia 9 (1988). P. 57-80.

RIGO, A. Monaci esicasti e monaci bogomili: Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze, 1989.

TALBOT, A.-M. “Bluestocking Nuns: Intellectual Life in the Convents of Late Byzantium”. In Harvard Ukrainian Studies 7 (1983). P. 604-618.

TSAMES, D. G (ed). löseph Kalothetou syggrammata. Thessalonike, 1980.

WINKELMANN, FR., LILIE, R.-J., LUDWIG, Cl. et al. (eds.). Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641-867). Berlin; New York, 1998-2002. 7 Bde.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/adsv.2015.43.015

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.