К иконографии композиции печати Константина Месопотамита (образы адорантов в византийской сфрагистике)

Valery Pavlovich Stepanenko

Аннотация


Ктиторские композиции в византийской сфрагистике практически неизвестны, тогда как они широко представлены в монументальной живописи (фрески Касторьи и Каппадокии, мозаики Сицилии) и в прикладном искусстве. В настоящее время известны три изображения заказчиков на их печатях : князя Тмутаракани Олега-Михаила, монаха монастыря св. патриарха Тарасия в Константинополе Иосифа и анализируемая ниже печать митрополита Фессалоники Константина Месопотамита (1198). На печати Константин распростерся в проскинезисе у ног св. Дмитрия Солунского. Матрицы печати были сделаны в Константинополе и появление ее было связано с поставлением  Константина на Фессалоникийскую кафедру. Данная иконография известна как минимум с V в. (диптих слоновой кости из музея Виктории и Альберта), в IX в. (Трапезундское евангелие) и до XIV в. (хоругвь из Урбино) и в XV в. (нумизматика Палеологов). В христианской традиции проскинезис являлся зримым выражением глубочайшего раскаяния грешника  перед божеством или святым, молением о прощении и помощи. Изображения ктиторов в проскинезисе в монументальной живописи и произведениях прикладного искусства,  включая и матрицы печатей, являлись выражением именно субъективного, личного покаяния заказчика произведения и просьбы о небесном покровительстве.

Ключевые слова


Византия, сигиллография, адорация, митрополит Фессалоники, Константин Месопотамит.

Полный текст:

Без имени

Литература


Acheimastou-Potamianou, M. Eikones tou buzantinou mouzeiou Athenon. Athens,1998.

Alfiorov, A. “Pechatka Mykhaila, arkhonta i duky Matarkhy ta vsiei Khazarii z kollektsii O. Sheremet’eva” In Sfragisticheskii meridian: Kyiv – Korsun’ – Konstantinopol’. Materialy Mezhdunarodnogo kollokviuma po russko-vizantiiskoi sfragistike (Kiev, 13–16 sentiabria 2013 g.). Kiev; Sevastopol’, 2013. P.28–31.

Bank, A. “Obrazets I kopiia v prikladnom iskusstve Vizantii X–XIV vekov” In Vostochnoe Sredizemnomor’e i Kavkaz v IV–XVI vv. Leningrad, 1988. С.67–77.

Bayet, Ch. Byzantine Art. New York, 2009.

Bernardini, L. “Les donateurs des eglises de Cappadoce” In Byzantion 62 (1992). Р. 118–140.

Campagnolo-Pothitou, M., Cheynet, J.-Cl. Sceaux de la collection George Zacos au Musée d’art et d’histoire de Genève. Milano, 2016.

Cavallo, G. (Ed.) I Bizantini in Italia. Milano, 1982.

Chatzidakis, M. Kastoria. Athens, 1984.

Early Christian and Byzantine Art. Victoria and Albert museum. London, 1955.

Frazer, M. E. “Church Doors and the Gates of Paradise: Byzantine Bronze Doors in Italy” In Dumbarton Oaks Paper 27 (1973). Р. 152–158.

Furlan, I. (Ed.) Venezia e Bisanzio. Venezia, Palazzo Ducale, 8 giugno – 30 settembre 1974. Venezia, 1974.

Iashaeva, T., Denisova, E., Ginkut, N., Zalesskaia, V., Zhuravlev, D. Nasledie vizantiiskogo Khersona. Sevastopol; Austin, 2011.

Jolivet-Lévy, C. L’arte della Cappadocia. Milano, 2001.

Karakatsanis, A. (Ed.). The Treasures of Mont Athos. Catalogue of the Exhibition. Thessaloniki, 1997.

Kitzinger, E. The Mosaics of St. Mary’s of the Admiral in Palermo. Washington, 1990.

Kvint Kurtsii Ruf. Istoriia Aleksandra Makedonskogo. Moscow, 1993.

Likhacheva, V.D. Vizantiiskaia miniatiura. Moscow, 1977.

Petrov, A.S. Vizantiiskaia vyshivka iz Urbino. K voprosu o prednaznachenii paiatnika. In Ubrus 12 (1999). P. 41–45.

Rodley, L. “The Pigeon House Church, Çavuşin” In Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 33 (1983). P.301-331.

Spatharakis, I. “The proskynesis in Byzantine Art” In Bulletin Antieke Beschaving 29 (1974). P. 190–205.

Spink auction 127: Byzantine seals from the collection of George Zacos. Part 1. London, Wednesday 7 October 1998.

Stepapenko, V.P. “Obrazy adorantov v vizantiiskoi sfragistike” In Studia Academica Šumenensia 5 (2018). P. 69–78.

Shedevry Vizantii. Moscow, 2017.




DOI: http://dx.doi.org/10.15826/adsv.2018.46.007

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.